Принцип рефлексии

Система может организовывать свое поведение с учетом возможного мысленного представления о ее действиях распорядителя другой системы, с которой первая находится в определенных отношениях. Под рефлексией понимают отражение мыслительного процесса другого лица. Анализируя ход мысли, например, конкурента (в условиях конфликтной ситуации), ЛПР может продемонстрировать ему действия (быть может ложные намерения), стимулирующие принять решение, выгодное для ЛПР. Если конкурент такое решение принимает, то это значит, что ЛПР осуществляет рефлексивное принуждающее управление конкурентом, навязывая ему свою волю путем передачи стимулов для принятия решений. В этом случае ЛПР находится в первом ранге рефлексии, а конкурент — в нулевом (он не анализирует мыслительный процесс лица, принимающего решения). Однако и конкурент может находиться в пер-ном ранге рефлексии (анализировать ход мысли ЛПР), и тогда рефлексивное управление затрудняется. Но ЛПР может подняться до второго ранга рефлексии (анализировать ход мысли конкурента о процессе мышления ЛПР). Оказавшись рангом рефлексии выше конкурента, ЛПР вновь становится способным рефлексивно управлять им.
Системы, организующие свое поведение на основе принципа рефлексии, должны быть наделены интеллектом (содержать в звене управления творчески мыслящих людей). Эти системы относятся к классу весьма сложных. Такие системы называют проницательными (рефлексивными), или а-системами.
Принципы поведения указаны в порядке усложнения систем. Система, для которой определенный принцип является ведущим, реализует в своем поведении все предшествующие принципы, но неспособна организовать свое поведение на основе последующих принципов. Так, например, предвидящие системы, реализуя первый, второй и третий принципы, а также принцип перспективной активности в качестве ведущего, неспособны реализовать принцип рефлексии.
На рис. 1 приведены принципы усложняющегося поведения систем в виде вложенных прямоугольников. Символически это значит, что если поставить точку внутри прямоугольника с надписью рефлексии, то эту точку будут содержать внутри себя все остальные прямоугольники (все принципы поведения реализуют системы, способные к рефлексивному управлению).
При анализе рационального поведения системы следует прежде всего установить ведущий принцип, положенный в основу поведения системы, т. е. установить тип системы. Затем необходимо выявить концепцию выработки решений, лежащую в основе организации рационального поведения системы, т. е. в основе управления системой.
Опыт исследования эффективности технических систем показывает целесообразность введения четырех качественно различных методологических уровней анализа систем. На рис. 2 изображена схема методологических уровней анализа систем:
I уровень — «состав-свойства» (или элементарный уровень);
II уровень — «структура-функции» (или агрегативный уровень);
III уровень — «организация-поведение» (или системный уровень);
IV уровень — «метасистема-деятельность».
Объектом исследований в теории эффективности является операция, которая проводится в рамках 50-системы. Первый методологический уровень охватывает приемы и методы исследований элементов этой системы, их состав и свойства. Методология исследований на этом уровне основательно развита в различных естественных и технических науках- Большая роль в них отводится экспериментальным исследованиям. На этом уровне анализируются различные свойства элементов системы, выявляются их конструктивные, эксплуатационные, экономические характеристики и т. п. Теория эффективности на данном уровне исследует в основном качества элементов системы как совокупность их полезных свойств. На этом уровне понятие эффективности системы еще не вводится, поскольку система в целом и целенаправленный процесс ее функционирования не рассматриваются.