Абсолютная шкала

В абсолютной шкале определяется, например, количество объектов (предметов, событий и т. п.), которое может быть измерено единственным образом с помощью ряда натуральных чисел. Примером абсолютных шкал являются шкала температур по Кельвину, шкала значений вероятности события и др.
Таким образом, показатели могут иметь шкалы различных типов. Это дает возможность дать более точное определение количественного и качественного показателя.
Количественными показателями называют такие показатели, которые имеют шкалу не менее совершенную, чем интервальная. Качественными показателями называются такие показатели, которые имеют шкалу менее совершенную, чем интервальная.
Тип шкалы необходимо учитывать всегда, когда речь идет о том, какие действия имеет смысл осуществлять с числовыми значениями рассматриваемого показателя. В теории измерений-эту проблему называют проблемой адекватности (осмысленности) числовых утверждений. Суть ее состоит в том, что числовое утверждение полагают адекватным тогда и только тогда, когда его значение истинности инвариантно относительно допустимых преобразований шкалы.
Пусть, например, ЧР — некоторый показатель, а 1Г1, Ю7 — его числовые значения, полученные в шкале интервалов, т. е. <р (В?) = ИР + 6. Рассмотрим числовое утверждение И?! + 1Г2 > и определим его адекватность (осмысленность). В этом случае
(аГх + Ь) + (аГ* + Ь) > (аГ3 + Ь).
Очевидно, что это утверждение неэквивалентно исходному, и поэтому при измерении ХР в шкале интервалов утверждение не имеет смысла.
В то же время при измерении показателя в шкале отношений, т. е. ф (В'') = аИ7, утверждение как можно видеть, является осмысленным.
Выбор той или иной шкалы для измерения определяется характером отношений между объектами эмпирической системы, наличием информации и целями исследования. Применение количественных шкал требует значительно более полной информации об объектах по сравнению с применением качественных шкал, а получение такой информации связано с затратами времени и ресурсов. Поэтому прежде всего необходимо обращать внимание на правильное согласование выбираемой шкалы с целями исследования. Если, например, эта цель состоит в упорядочении объектов, то нет необходимости измерять количественные характеристики объектов, достаточно определить только качественные характеристики.
Законы функционирования исследуемых сложных систем могут быть изучены не столь тщательно и полно, чтобы по ним можно было легко определить класс допустимых преобразований и соответствующую ему шкалу того или иного показателя. В этих случаях целесообразней вначале использовать шкалу с максимально широким классом допустимых преобразований, при котором значение показателей еще содержит информацию, необходимую для начального этапа решения постав ленной задачи. В дальнейшем, по мере получения информации, можно уточнять класс допустимых преобразований и переходить к более совершенным шкалам.
Необходимо различать первичные и производные от первичных измерения показателей. Последние называют еще косвенными измерениями. Они не зависят от эмпирической системы, а реализуются с помощью специальных вычислительных процедур, позволяющих получать числовое значение показателя на основе преобразования по определенным алгоритмам или формулам числовых значений величин, полученных прямыми измерениями. При исследовании эффективности операций (технических систем) этот прием используется очень широко.