Принцип декомпозиции систем

Важным принципом системного анализа эффективности в технике является принцип декомпозиции систем. В схеме рассматриваемых уровней исследований его главная роль видна в том, что сложную систему третьего уровня можно расчленить на ряд менее сложных подсистем, исследования которых могут быть проведены на втором уровне. Однако расчленение систем на подсистемы и общей задачи на подзадачи требует в последующем согласования действий подсистем и решаемых ими задач с целью восстановления эмерджентных свойств системы, утрачиваемых при ее декомпозиции. Принцип декомпозиции выступает как средство, позволяющее снижать уровень сложности исследований. Обычно легче исследовать несколько систем второго уровня, чем одну систему третьего уровня.
Системные исследования эффективности в зависимости от степени обобщения учитываемых факторов можно разделить на обобщенные и детальные. В рамках обобщенных исследований в зависимости от целей анализа эффективности выделяют концептуальный и операционный уровни.
Целью концептуального исследования является установление общих тенденций развития изучаемого процесса, форм и способов его организации, выработка концепций по всем основным вопросам организации и проведения крупномасштабных операций, разработка систем целей и задач, принципов применения больших технических систем. Это исследование проводится с позиций мета-системы и организуется в основном на четвертом, а также на третьем (в общей части) методологических уровнях. Степень обобщения факторов здесь наиболее высокая.
Концептуальные исследования, как правило, проводятся на ранних этапах принятия решений для определения областей возможных стратегий на множестве концепций, устанавливаемых неформальным путем. Это обеспечивает содержательность и рациональную взаимосвязь всех остальных этапов исследования эффективности.
Операциональное исследование имеет целью более подробное изучение направлений и вариантов действий в рамках концепций, рекомендованных к дальнейшему анализу концептуальным исследованием. Степень обобщения факторов здесь ниже, чем при концептуальных исследованиях, что позволяет определить функциональные структуры операций, технические средства, которые должны приводить к достижению поставленных задач, а также перечни задач конкретным подсистемам (средствам), показатели и критерии их выполнения, сами подсистемы и связи между ними.
Операциональные исследования организуются на втором и частично на третьем методологических уровнях с общей задачей выработки практических рекомендаций по выбору стратегий систем третьего уровня и тактик действий систем второго уровня.
Детальные исследования направлены на анализ качества подсистем (агрегатов, узлов, элементов), входящих в состав систем, рассматриваемых на втором и третьем методологических уровнях. Эти исследования проводятся, как правило, на первом методологическом уровне; для них характерна низкая степень обобщения факторов.
Детальные исследования — последний уровень декомпозиции общей задачи исследования эффективности — обеспечивают решение всех вопросов, касающихся облика конкретных средств.
Концептуальные, операциональные и детальные исследования, взаимно дополняя друг друга, образуют единое целое.
Глубокое понимание методологических уровней исследования эффективности в технике, овладение методологическими принципами исследований на каждом уровне позволяют в значительной мере расширить роль метода моделирования и повысить эффективность прикладных научно-технических исследований в целом.