Исследования на уровне «структура-функция»

Объектом исследований на уровне «структура-функция» являются операции, проводимые в рамках ограниченных по своим масштабам и разнообразию функций 50-систем. Эффективность систем, изучаемых на данном уровне, может быть достаточно адекватно отражена, как правило, скалярным (обобщенным) показателем в метрической шкале. Обычно цель операции, проводимой в рамках этих систем, достаточно четко выражена и однозначно определена. Системы данного уровня имеют относительно простую структуру, связи между элементами стабильны, их число и разнообразие невелико, а внешняя среда имеет сравнительно постоянный характер. Как правило, в организации поведения этих систем ведущим является принцип перспективной активности, а сами они рассматриваются как подсистемы некоторой более сложной системы.
На методологическом уровне «организация-поведение» исследуются крупномасштабные операции (50-системы большого масштаба). Обычно эффективность таких операций проявляется как их многомерное свойство, которое далеко не всегда удается адекватно отобразить скалярным показателем эффективности. Чаще приходится использовать векторный показатель. Системы данного уровня будем называть организациями. Организация может включать в свой состав несколько ТС, взаимодействия между которыми могут проявляться в самых различных формах.
В свою очередь, ТС, представляющие собой большие человеко-машинные системы со сложной иерархической структурой, включают 6 свой состав подсистемы (агрегаты), сложность которых не превышает Сложности систем второго уровня исследования. Связи между подсистемами нестабильны (лабильны). Их интенсивность „может изменяться во времени в зависимости от складывающихся ситуаций. Внешняя среда, как правило, имеет изменчивый динамический характер.
Системы данного уровня способны к самоорганизации (обладают качеством), и ведущим принципом их поведения часто является принцип рефлексии (а-система). Основа деятельности таких систем строится обычно на концепции адаптивизации.
Наличие в системах управления ТС людей, наделенных правом принимать решения и имеющих различные цели, вносит существенную неопределенность поведенческого характера и, в значительной мере затрудняет формализованное описание 50-системы третьего уровня (5"1)- Такая система может быть формализована лишь при условии, что достаточно четко определены гипотезы поведения субъектов системы, отражающие преследуемые ими цели. Очевидно, эффективность поведения организации будет определяться наряду с другими факторами стратегиями ее субъектов, их возможными рефлексиями, т. е. пониманием того, как представляют себе цели данного субъекта другие субъекты системы.
Сложность, а порой и невозможность верификации поведения систем данного уровня повышает роль теоретического обоснования выдвигаемых гипотез поведения ТС, что определяет необходимость исследований системы на более высоком методологическом уровне.
На уровне «метасистема-деятельность» исследуются глобальные системы (метасистемы), включающие в свой состав организации вместе с их внешней средой. Сложность подобных систем не допускает их формального представления. Анализ метасистемы и ее деятельности возможен лишь на вербальном (описательном) уровне. Деятельность метасистемы складывается из различных линий поведения организаций ее составляющих и преследует определенные глобальные цели. В рамках метасистемы можно рассматривать социальный и политический строй государства, систему его хозяйства в целом или отдельные отрасли экономики и т. д. В качестве метасистемы могут рассматриваться также экономические, военно-политические и другие крупные союзы и объединения государственного и международного уровня.
Деятельность метасистемы обусловлена поведением организаций, объединенных метасистемой, ее организационными формами. В свою очередь, характер деятельности метасистемы, ее цели определяют поведение организаций, их взаимные отношения, а также структурный облик метасистемы.
Системный подход, как отмечалось, является основной методологической установкой исследования систем третьего уровня. Системный анализ есть способ реализации системного подхода к исследованию эффективности ТС, в основе которого лежит концепция метасистемы. Сущность этой концепции сводится к следующему. Исследуемая ТС третьего уровня рассматривается не изолированно, а как составная неотъемлемая часть метасистемы. С позиции метасистемы определяется полезность исследуемой системы третьего уровня, выражаемая ее эффективностью, которая связана не только со свойствами этой системы, но и со свойствами метасистемы. Таким образом, системный подход объединяет исследования на третьем и четвертом методологических уровнях. Этот подход называют системным не только потому, что исследуемую систему представляют в виде некоторой целостности, состоящей из элементов и наделенной определенной структурой, но главным образом потому, что эту систему рассматривают с точки зрения метасистемы, ее целей, на достижение которых направлена деятельность метасистемы.