Требования к процессу выработки решения при проведении исследований по уровням «вертикальной» декомпозиции

Информационно-логическая схема принятия решения при исследовании потенциальной эффективности, эффективности и качества, структура которой отображена концептуальной диаграммой на рис. 1, обеспечивает последовательное усложнение и расширение информации для принятия решения от уровня к уровню. Такой процесс принятия решения позволяет уже на ранних этапах исследования «отсечь» заведомо неприемлемые концепции проведения операции, выделять «узкие места», подлежащие дальнейшей проработке, и сосредоточить на них внимание, устранить возникающие противоречия. Этим достигается не только значительное сокращение затрат на исследование, но и обеспечивается оперативный анализ весьма широкого множества конкурирующих вариантов.
Основной акцент в этом процессе приходится на концептуальный уровень, придающий целостный, всесторонний, логически стройный характер всему процессу исследования и выработки решения. Результаты этого уровня во многом, если не во всем, предопределяют генерацию новых идей и научных проработок в смежных областях науки, техники и производства, затрагивая в то же время вопросы выбора направлений технической политики.
Особое место концептуального уровня в общей иерархии процесса принятия решения, его цели и задачи предъявляют вполне определенные требования к организации этого процесса, к принципам выработки решений и самим средствам концептуального исследования (моделям). Эти требования могут быть сформулированы в виде основополагающих принципов концептуального исследования; к ним относятся принципы: эвристической генерации; высокой разрешающей способности; экспресс-анализа; минимального базиса; вложенности; однозначной семантики; веера.