Способы выражения предпочтений

Введенное понятие системы предпочтений основывается на том, что ЛПР может выразить свое отношение к тому или иному элементу путем попарного их сравнения с указанием более предпочтительного объекта в каждой паре или указания о том, что объекты равноценны. Иногда допускается делать вывод по результатам контрольных предъявлений, что элементы несравнимы между собой. Это означает, что ЛПР не считает, что первый предпочтительнее второго, или что второй предпочтительнее первого, или что они равноценны. Подобная ситуация возникает тогда, когда элементы похожи друг на друга и при одном предъявлении ЛПР указывает на предпочтительность одного, при некотором другом предъявлении — второго, а в некоторых случаях указывает, что они равноценны. Этот способ выражения предпочтения самый простой, так как элементы сравниваются лишь в парах без учета отношения ЛПР к другим элементам. Этот способ выражения предпочтений называется попарным сравнением и относится к широкому классу способов, определенному как элементарные суждения.
Результаты попарного сравнения часто представляют в виде матрицы попарных сравнений. В этом случае выбирается некоторая шкала (в общем случае множество символов), например, со значениями: 1 — отражает факт предпочтительности; 0,5 — факт равноценности; 0 — факт ^предпочтительности;  — факт несравнимости элементов; на пересечении соответствующих строк и столбцов матрицы, составленной из элементов, ставится тот или иной символ. Кроме попарного сравнения для выражения предпочтений могут быть использованы другие формы элементарных суждений. Рассмотрим их в порядке возрастания сложности получения информации от ЛПР.
Сортировка. ЛПР предъявляется исходное множество элементов, которое оно должно разделить на некоторое количество классов.
Пример 2. Рассматривая проблему повышения рентабельности предприятия (см. пример 1 гл. 4), ЛПР может разделить общую цель на следующие классы подцелей, различающиеся очередностью их достижения. Оно может выделить следующие классы: «обязательные» цели (без их достижения невозможно решение проблемы и они должны решаться в первую очередь; к ним относятся указанные в примере задача повышения покупательной способности, задача снижения себестоимости, сокращение затрат на решение проблемы); «желательные» цели (например, дополнительное создание резервных фондов материального стимулирования и перспективного развития производственной базы); «возможные» цели (например, повышение качества продукции до уровня мировых стандартов, завоевание престижа предприятием) и др.
В этом случае ЛПР осуществляет не просто попарное сравнение элементов безотносительно ко всем остальным, а выделяет классы, как бы охватывая всю совокупность элементов. Поэтому сортировка требует от ЛПР большей подготовленности, чем просто попарное сравнение.