Выявление и измерение предпочтений

Исследование эффективности операций в технике направлено в конечном итоге на выработку научно обоснованных организационно-технических решений, связанных с созданием и применением технических систем. Решение, независимо от его конкретного содержания и характера, — это результат сознательного выбора одной наилучшей стратегии и из множества V допустимых стратегий, сформированного в рамках рассматриваемой проблемной ситуации. Поэтому задача выбора наилучшей стратегии и* ^ V составляет ядро исследования эффективности операций и решается на основе сопоставления (сравнения) всех допустимых стратегий и по их активности.
Ответственность за принятое решение, и ему принадлежит право окончательного выбора стратегии. Поэтому вполне закономерно, что ЛПР выберет такую стратегию, которая является наилучшей в соответствии с его собственными представлениями о достоинствах и недостатках сравниваемых стратегий с точки зрения достижения стоящей перед ним цели. Другими словами, каждое ЛПР имеет свою систему предпочтений, из которой оно исходит при выборе наилучшей, т. е. наиболее предпочтительной по эффективности стратегии в конкретной проблемной ситуации.
Исследование эффективности операции, цель которого помочь ЛПР принять правильное решение, может привести к практически полезным результатам лишь в том случае, если математические методы и модели оценивания (измерения) эффективности операции и выбора наилучшей стратегии (или нескольких лучших стратегий) учитывают и адекватно описывают систему предпочтений ЛПР в данной проблемной ситуации. Пренебрежение этим требованием при формализации задачи исследования эффективности операции неизбежно приводит к тому, что полученные результаты (рекомендации) не согласуются с предпочтениями ЛПР и поэтому им не воспринимаются или даже полностью отвергаются.
Поэтому исследование эффективности операции требует решения ряда сложных проблем, связанных с выявлением и измерением предпочтений ЛПР и построением модели предпочтений которая является важнейшим элементом модели проблемной ситуации.