Анкета

В основе большинства из описанных методов лежит такое средство сбора информации, как опросный лист — анкета. По целевому назначению анкеты можно разделить на анкеты-справки, содержащие данные о профессиональной подготовке эксперта, используемые на этапе формирования экспертной группы, и анкеты-опросники, содержащие логически увязанную систему вопросов по проблеме, интересующей группу управления. Как правило, первоначальный опрос проводится по анкетам, содержащим открытые вопросы, требующие, например, ответа в виде: «1. Каковы по Вашему мнению особенности развития предприятия в следующей пятилетке? 2. Каковы по Вашему мнению направления повышения рентабельности предприятия в этот период? 3. Перечислите доводы в пользу указанных Вами направлений» и т. п.
Обработка полученных результатов по этим анкетам приводит к множеству альтернатив (см. пример 3 гл. 4). Последующий опрос, как правило, проводят по анкетам с вопросами закрытого типа. При этом в анкете не должно содержаться вопросов, допускающих двойное толкование. Само построение вопросов должно быть таким, чтобы эксперт последовательно раскрывал существо проблемы, каждый раз опираясь на информацию, содержащуюся в предыдущих вопросах. Это означает, что ответы на первые в общей иерархии вопросы должны базироваться на самой надежной и доступной для эксперта информации и носить по возможности качественный характер. Эксперт должен указать, например, различие - альтернатив по предпочтительности: «Что является более предпочтительным с точки зрения рентабельности предприятия: покупательная способность, себестоимость продукции, затраты?»
Последующие вопросы анкеты должны составляться так, чтобы для ответа на них требовалась более «совершенная» информация, например, в форме диапазонов значений интересующих факторов. Например: «1. Каково Ваше мнение о минимальном значении уровней покупательной способности, себестоимости и затрат, обеспечивающих решение задачи повышения рентабельности предприятия в следующей пятилетке из числа представленных значений? 2. Каковы по Вашему мнению максимально достижимые значения уровней этих показателей из числа представленных?» (эти вопросы могут ставиться и как открытые).
Последними вопросами анкеты должны быть такие, для ответа на которые требуется информация в виде точечной оценки (числа). Если, например, цель экспертизы заключается в выявлении относительного вклада каждого из факторов в достижение цели операции, то последним в анкете должен быть вопрос: «Каков по Вашему мнению вклад каждого фактора (покупательная способность, себестоимость, затраты) в повышение рентабельности? Оцените вклад каждого фактора в десятибалльной шкале». Если эксперту сразу задать последний вопрос, то ответ на него вызовет значительные трудности или он вообще откажется отвечать. Организация анкеты по принципу логической увязки и усложнения вопросов позволяет эксперту самому глубже разобраться в проблеме и выдать обоснованную непротиворечивую информацию.
Помимо целевых вопросов анкета должна содержать информацию о правилах ее заполнения.
Способ обработки полученной экспертной информации определяется методом ее получения и типом представления (качественная, количественная).
Используя описанные методы, проводят опрос экспертов. Полученные результаты обрабатываются и анализируются. Группа управления по результатам анализа принимает решение относительно целесообразности проведения дополнительных циклов экспертизы. Это означает, что опрос экспертов, как правило, осуществляется в несколько туров до получения согласованных результатов. Таким образом достигается регулируемая обратная связь, компенсирующая неточность первоначальной постановки задачи и повышающая надежность получаемых экспертных оценок.