Принципы системных исследований эффективности

Принципиальную неформализуемость метасистем можно объяснить, исходя, в первую очередь, из теоремы Геделя о неполноте формальных систем. Согласно этой теореме в рамках некоторой формальной системы невозможно вывести все истинные утверждения, относящиеся к объектам, описываемым средствами этой формальной системы. Необходима другая, более широкая система, в пределах которой формируются принципиальные положения для систем более низкого у ровня, т. е. необходимо внешнее дополнение для того, чтобы справиться с геделевской трудностью. Принцип внешнего дополнения является фундаментальной идеей теории систем. Для теории эффективности этот принцип имеет основополагающее значение.
Роль внешнего дополнения не сводится лишь к преодолению геделевской трудности, а позволяет в определенной мере ограничить изучаемую на третьем уровне систему; вычленить ее из метасистемы как некоторую целостность; выдвинуть гипотезы поведения субъектов системы и тем самым перейти к формализованному описанию систем на уровне «организация-поведение». Внешнее дополнение согласует цели организаций и их поведение с целями деятельности метасистемы. Внешне цели деятельности метасистемы и поведения входящих в нее организаций могут быть весьма различными.
Системный анализ, так же как и теория исследования операций, относится к нормативным теориям. Нормативная теория основывается на научных положениях, формируемых без специального обоснования статистикой, экспериментом. По уровню строгости формулировок различают три группы таких положений: аксиомы, постулаты, гипотезы. Системный анализ эффективности ТС в качестве исходных утверждений использует гипотезы ввиду сложности объекта исследования и большой степени неопределенности факторов, определяющих его эффективность.
Выдвижение гипотез осуществляется при исследовании деятельности метасистемы. Только на уровне метасистема-деятельность можно теоретически осмыслить поведение систем третьего уровня. Ввиду отсутствия внешнего дополнения метасистема неформализуема. Следовательно, вырабатываемое в рамках метасистемы внешнее дополнение, включающее различного рода гипотезы поведения систем, входящих в метасистему, формируется на вербальном уровне (в неформализованном виде). Воспринять в таком виде внешнее дополнение может лишь человек. Вот почему участие человека принципиально необходимо в звене управления системы третьего уровня. Лицо, принимающее решение, формализуя внешнее дополнение, исходит из задач системы и использует при выработке решений определенные принципы. Внешнее дополнение позволяет ввести объективные критерии эффективности для систем третьего уровня, исходя из полезности этих систем в деятельности метасистемы. С изложенных позиций понятны роль и место теории принятия решений как научного направления в теории систем.
Решения принимаются и в процессе функционирования систем второго уровня. Однако внешнее дополнение для этих систем может быть сформировано в рамках исследований на уровне организация-поведение в таком формализованном виде, который обеспечивает выбор решения в системах второго уровня на основе четких формальных критериев. В этих условиях участие человека в звене управления таких систем не обязательно. В принципе эти системы могут быть автоматическими. В рамках исследований второго уровня формируется внешнее дополнение для исследования на первом уровне.
Таким образом, внешнее дополнение призвано исключить субъективизм исследователя, вызванный произволом в выборе критерия эффективности. Ошибка в выборе критерия может свести на нет все усилия исследователя при анализе эффективности систем.
Внешнее дополнение является тем логическим замыканием, которое в совокупности со свойствами (качеством) исследуемой системы, условиями и способами ее использования составляет необходимые условия для определения ее эффективности.