Измерение предпочтений

Измерение предпочтений есть отображение альтернативных вариантов решений на числовую ось. Это отображение осуществляется специальной функцией, которая описывает комплексную (интегральную) оценку положительных и отрицательных последствий решения и, следовательно, характеризует его эффективность. Для построения этой функции необходимо соотнести разнородные показатели степени достижения целей в общую оценку эффективности.
Получение функциональной зависимости эффективности вариантов решений (стратегий) от частных показателей эффективности в виде формулы возможно только в простейших случаях. Как правило, эта зависимость носит более сложный характер причинно-следственных связей и не описывается простыми формальными соотношениями.
В связи с этим существенная роль в установлении соотношений между частными показателями и общей оценкой предпочтений вариантов решений принадлежит ЛПР и экспертам.
В общем случае предпочтения экспертов могут не совпадать с предпочтениями ЛПР. Это помогает ему критически осмыслить различные точки зрения, еще раз взвесить возможные последствия решений, четко осознать свои предпочтения. Привлечение экспертов к формированию и выбору стратегий и других объектов проблемной ситуации — это использование коллективного опыта и знаний, позволяющих повысить обоснованность принимаемых решений.
Выявление и измерение предпочтений ЛПР является наиболее сложным и ответственным этапом задачи исследования эффективности операции. От того, насколько построенная модель предпочтений & ЛПР соответствует его реальным предпочтениям, во многом зависит успех всего исследования и ценность полученных результатов.
Построение модели предпочтений ЛПР, учет концепции его рационального поведения и принятие определенных допущений позволяют сформировать для конкретной задачи критерий эффективности. Именно на этапе построения критерия эффективности проводится конкретизация понятия «предпочтение» и тем самым предопределяется упорядочение вариантов решений.
Если использование сформированного критерия эффективности обеспечило выбор наилучшей стратегии и* из множества V допустимых стратегий или сужение этого множества до требуемого подмножества I/* лучших стратегий, то задача выбора решена. Если этого не произошло, то необходима дополнительная информация о предпочтениях ЛПР.
Возможно, что дополнительную информацию о предпочтениях ЛПР в явной форме получить нельзя или ее получение нерационально вследствие ограниченности времени или больших затрат ресурсов. Тогда ЛПР проводит неформальный анализ выделенных стратегий и выбирает из них наилучшую в соответствии со своими предпочтениями, существующими в неявной форме. Если дополнительную информацию о предпочтениях ЛПР можно получить в явной форме, то осуществляется уточнение модели предпочтений & ЛПР и соответствующая коррекция критерия эффективности К. Это можно пояснить на результатах примера, рассмотренного в параграфе 1 гл. 4.
Пример 1. Две альтернативы характеризуются следующими значениями векторного показателя эффективности:
(%) = (25,6,19 ООО) и Г (и2) = = (22, 8, 15 ООО). Обе альтернативы удовлетворяют требованиям поставленной задачи. Однако ЛПР, располагая дополнительной информацией о проблемной ситуации, которая не была использована при решении задачи выбора, пришел к выводу о том, что стратегия % приводит к оцененному результату уже в конце второго квартала, тогда как вторая стратегия ы2 — лишь к указанному при постановке задачи сроку (четвертый квартал). При этом ЛПР считает, что увеличение покупательной способности на 25 % в конце второго квартала предпочтительнее увеличения ее на 22 %, но в четвертом квартале, несмотря на увеличение себестоимости продукции и большие затраты на реализацию плана. В результате такого неформального анализа ЛПР предпочел выбрать стратегию их.
В процессе исследования эффективности операции уточнение предпочтений ЛПР и корректировка модели его предпочтений могут осуществляться неоднократно.