Диалоговое обеспечение имитационной системы

Включение в программное обеспечение имитационной системы средств диалога обеспечивает более высокий технологический уровень имитационного эксперимента, позволяющий исследователю восполнять недостаток существующих методов имитации своим опытом и интуицией.
Так, исследователь получает возможность: оперативно вмешиваться в процессы имитации, рассчитывать показатели эффективности и анализировать промежуточные данные сразу же после их получения;
формировать условия для следующего расчетного варианта после анализа данных, получаемых в предыдущих расчетах;
осуществлять выбор метода расчета показателей эффективности в процессе решения задачи;
варьировать в процессе моделирования временем решения задачи и точностью полученных результатов;
взаимодействовать не только с Имитационной моделью» но и с базой Данных имитационной системы;
оперативно вносить изменения в модель исследуемого объекта в процессе решения задачи в связи с уточнением ее постановки;
использовать эвристические методы решения задачи;
гибко управлять различными взаимосвязями между отдельными расчетными программами.
При организации диалога важное значение имеет установление приоритета партнеров, что определяется самой природой процесса диалогового взаимодействия, когда инициатива в ведении диалога в силу различных причин переходит от человека к ЭВМ и наоборот.
В практике нашли распространение следующие типовые режимы: диалог, инициируемый ЭВМ («ведущий — ЭВМ»), когда управление диалогом осуществляет только администратор системы (лицо, сопровождающее программное и информационное обеспечение имитационной системы);
диалог равных партнеров, когда управление осуществляется совместно пользователями и ЭВМ;
диалог, инициируемый человеком («ведущий—человек»), когда управление диалогом осуществляют пользователи.
При исследовании эффективности операций средствами проблемно-ориентированной имитационной системы используют различные режимы диалога. Так, при постановке задачи на моделирование, формировании и анализе концептуальной модели диалог позволяет исследователю более эффективно усваивать условия задачи, оперативно получать информацию о состоянии системы и отдельных составляющих ее элементов, а также об используемых моделях и наборе работоспособных методов решения задач. При построении имитационной модели по запросу может быть выдана краткая характеристика модулей пакета прикладных программ и необходимая дополнительная информация по методике построения имитационной модели. На этих этапах решения задачи тип используемого режима диалога определяется, в основном, уровнем подготовки исследователя. Для неподготовленных пользователей наиболее удобным является режим «ведущий — ЭВМ».
При планировании имитационного эксперимента исследователь может применять также любой из трех диалоговых режимов в зависимости от своего уровня знания системы и структуры диалога. При более высоком уровне подготовки пользователей предпочтение отдается режиму «ведущий—человек».
При проведении имитационного эксперимента исследователь, как правило, получает стандартно-контрольную информацию, поэтому диалог чаще организуется в режиме «ведущий—ЭВМ». Однако и на этом этапе можно использовать режим «ведущий—человек».
На этапе обработки и анализа результатов пользователи оценивают полученные результаты моделирования, определяют необходимость дополнительных запросов, анализируют ответы на них, формируют новые варианты задач и делают предварительные выводы по полученным результатам моделирования. При отрицательных результатах моделирования могут меняться исходные данные и проводиться повторное моделирование до тех пор, пока не будет получен положительный результат, после чего формируются окончательные выводы и документируются полученные результаты. На этом этапе большое распространение получил редким диалога «равных партнеров».
Подробнее вопросы организации диалога при имитационном исследовании эффективности технических систем изложены в [42].