Оперативное управление функциональным состоянием человека-оператора

Одним из важных аспектов приспособления «человеческого звена» к технике является оперативное управление функциональным состоянием человека-оператора. Особенно важны эти вопросы в авиации и на флоте, во многих видах наземного транспорта, при эксплуатации больших технических комплексов.
Под функциональным состоянием (ФС) человека-оператора понимают комплекс наличных характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение его трудовой деятельности. Понятие ФС может использоваться для определения работоспособности человека-оператора на определенном отрезке времени. В ряде случаев ни строгий отбор контингента операторов по состоянию здоровья и индивидуально-психологическим особенностям, ни высокая профессиональная подготовка полностью не гарантируют того, что во всех случаях и в любых ситуациях ФС человека будет оптимальным, т. е. таким, на которое обычно бывает рассчитана система управления тон или иной машины. Даже у всесторонне здорового и профессионально подготовленного оператора в процессе управления техническим объектом по разным причинам могут наступать неблагоприятные состояния, ведущие к определенному нарушению надежности его деятельности.
Проблема управления ФС операторов актуальна на транспорте п в промышленном производстве в связи с особым действием монотонности деятельности и факторов утомления на состояние оператора и необходимостью постоянно сохранять высокую готовность к экстренным действиям — бдительность.
Задачи управления ФС человека-оператора связаны с поисками путей и способов активации естественных психофизиологических резервов человека и рационального их использования, повышения действенной роли психологических установок в оперативной регуляции состояний.
Применение специальных фармакологических препаратов можно считать наиболее традиционным способом управления ФС операторов. Применяют также функциональную музыку, систему обратных связен, динамическое освещение рабочего места оператора, аутогенные тренировки и т. п.
Таким образом, современная наука располагает достаточно действенными средствами повышения надежности не только техники, но и человека.
Вопросы надежности системы «человек — машина» более подробно изложены и восьмом томе справочника.