Повышение надежности и эффективности СЧМ

Добиться повышения надежности и эффективности СЧМ отдельными разрозненными мероприятиями нельзя. В связи с этим необходимо разрабатывать программы обеспечения надежности, включающие взаимосвязанные технические, экономические, эргономические и организационные мероприятия на всех этапах создания и эксплуатации СЧМ. Такие программы составляют на разных стадиях проектирования. В ходе разработки программы уточняют и дополняют.
В общем случае следует различать пять этапов синтеза высоконадежных СЧМ. На первом этапе определяют желаемые характеристики всей системы и требуемые характеристики человека (оператора).
Второй этап заключается в определении характеристик специалистов, которыми они обладают в данный момент, и сравнении их с требуемыми. Если полученные характеристики не соответствуют требуемым, то возникает задача отбора и обучения оператора, что составляет содержание третьего этапа (оптимизация системы за счет человека).
Если требуемое состояние качества СЧМ после отбора и обучения персонала не будет достигнуто, оптимизируют режим профилактического обслуживания СЧМ, в том числе и режим восстановления функционального состояния человека-оператора (четвертый этап синтеза).
Последним этапом оптимизации СЧМ может быть модернизация или замена техники.
В программу обеспечения надежности СЧМ включают работы: анализ функций, режимов и условий функционировании СЧМ;
изучение видов и последствий отказов СЧМ;
определение требований к надежности СЧМ и выбор методов по стадийной оценки надежности системы;
изучение вариантов построения СЧМ, состава используемых технических средств и оценка показателей надежности и эффективности различных вариантов системы;
разработка основных правил эксплуатации (содержание и параметры технического обслуживания, функции М состав эксплуатационного персонала);
выработка требований к уровню квалификации персонала;
определение состава и организации пополнения запасных элементов;
разработка методов и средств профилактического контроля функционального состояния человека-оператора;
оценка надежности и эффективности СЧМ по результатам эксплуатации, разработка рекомендаций по повышению эксплуатационной надежности СЧМ.
Практика эксплуатации и совершенствования техники характеризуется не только приспособлением машины к человеку, но и человека к машине. На определенных этапах развития технического прогресса такое приспособление осуществлялось путем отбора и обучения соответствующих специалистов. Обучение и освоение — следующая ступень приспособления человека к машине. В случае, если функционирование системы обеспечивает группа специалистов-опера-торов, приспособление «человеческого звена» к этой системе идет как по линии оптимального взаимодействия на психологическую совместимость, так и по линии подбора рационального профессионального состава группы.