Работы по обслуживанию техники

Даже в полностью автоматизированных системах человек неизбежно выполняет работы по обслуживанию техники. С прогрессом науки и техники предъявляют все более жесткие требования не только к техническим объектам, но и к людям, участвующим в управлении и обслуживании техники. Все время растет значение последствий несвоевременного или неправильного выполнения людьми своих обязанностей. Поэтому целесообразно учитывать не только надежность техники, но и надежность выполнения работ исполнителями. При этом возможны приводящие к отказам неправильные действия людей, обусловленные недостатком знаний, опыта, небрежностью, а также плохой организацией работы. К отказу объекта могут привести, например, следующие действия:           неправильная регулировка, нарушение правил включения и выключения, нарушение порядка, методики и объема профилактических работ и т. д. Надежность работы человека определяется как вероятность того, что работа или поставленная задача будет успешно выполнена персоналом на любой заданной стадии работы системы в течение заданного времени. Следует обратить внимание на сходство данного определения с обычным определением, надежности аппаратуры. Однако понятие успешного выполнения работы не совпадает с понятием безошибочной работы. Чтобы предсказать и оценить надежность работы человека, необходимо следующее.
1. При анализе деятельности следует определить наиболее вероятные ошибки человека, которые могут быть совершены при выполнения каждой операции, входящей в технологический процесс. Пусть, например, операция заключается в фокусировке сканирующего устройства. Если возможные сшибки известны, то можно предусмотреть в конструкции аппаратуры или в технологическом процессе средства, обеспечивающие компенсацию этих ошибок (при условии, что эго целесообразно с экономической точки зрения).
2. Желательно предсказать наиболее опасные и наиболее частые ошибки, которые могут появиться при эксплуатации и обслуживании данной аппаратуры, подсистемы и системы.
3. Желательно также определить ожидаемую частоту отказов СЧМ по вине человека. Это поможет уточнить явления, на которых следует сосредоточить наибольшее внимание.
4. Ошибки по-разному влияют на работу СЧМ; многие ошибки могут быть исправлены, если на них сосредоточено внимание оператора или контролирующих его операторов. Поэтому необходимо предсказать не только вероятность того, что ошибки будут сделаны, но также какие ошибки окажут значительное влияние на работу системы, и вероятность того, что работа, несмотря на ошибки, будет выполнена оператором успешно.
Инженер должен стремиться к тому, чтобы при прогнозировании и оценке надежности СЧМ учитывалось влияние работы человека. Любое измерение характеристик работы СЧМ должно включать оценки характеристик чело-века-оператора. Однако при обычных оценках надежности с помощью среднего времени наработки на отказ часто умышленно исключают отказы по вине человека. Более того, даже если эти опенки включают данные об ошибках по вине человека, все особенности влияния ошибки человека на систему не учитываются. Многие ошибки, совершенные по вине человека, не влияют на функционирование аппаратуры, но влияют на выполнение поставленной задачи.
Все ошибки, совершенные человеком, не являются равноценными, так же как все отказы аппаратуры неодинаковы с точки зрения их влияния на систему. Ошибки могут иметь разные источники. В некоторых случаях ошибки происходят по вине оператора, в других они являются следствием некачественной разработки системы и плохих условий эксплуатации.
При накоплении в системе ошибок от двух источников общую ошибку СЧМ можно значительно снизить путем уменьшения большей ошибки, так как сокращение меньшей ошибки оказывает незначительное влияние на общую ошибку системы. В оперативной ситуации существует тенденция увеличения ошибки, источником которой является человек. Поэтому значительного увеличения надежности можно добиться введением в систему конструктивных изменений, обеспечивающих уменьшение именно этого вида ошибок.
Ошибки системы обусловливаются следующими причинами:
элементы системы (персонал, аппаратура, методы, технические данные, материально-техническое обеспечение и связь) непригодны или не обладают требуемыми характеристиками;
методы организации некачественны.
Ошибки в системе возможны, например, если оператор выполняет задачу неправильно в связи с неправильными методическими указаниями. Дефект в этом случае относится к системе. Среди ошибок оператора необходимо также различать ошибки, влияющие на функционирование СЧМ, и ошибки, не оказывающие такого влияния. Ошибки по вине человека, влекущие за собой отказы, являются необратимыми, так как аппаратура, оказавшаяся неисправной или имеющая характеристики, не соответствующие допускам, как правило, не может само-восстановиться. Ошибки же, не приводящие к отказу аппаратуры, часто могут быть исправлены.
Поэтому нельзя однозначно отождествлять ошибку человека с надежностью работы человека, так как необходимо знать степень влияния этой ошибки, прежде чем определить связь ее с надежностью системы. Аналогичная проблема возникает при определении того, насколько «благоприятны» для совершения ошибок условия выполнения данной задачи.
Пути повышения надежности. Сложность современных и будущих систем, многообразие режимов работы, быстрая смена морально устаревших образцов новыми, учет человеческого фактора — все это обусловливает необходимость новых подходов к повышению надежности СЧМ.