Нормативное обеспечение

Цели и задачи нормативного обеспечения. В создании технических систем участвует многоведомственная кооперация предприятий и организаций различных отраслей промышленности. В каждой промышленной отрасли за многие годы работы сложился определенный порядок ведения разработок и производства техники, определенные требования к документации, правила принятия решений на различных стадиях создания техники. И когда пред-приятия разных отраслей промышленности вовлекаются в одну кооперацию, возникает необходимость координации планирования и управления процессом создания, обмена и взаимного использования документации, принятия решений на различных уровнях организации.
Для исследования эффективности и обеспечения высокого качества и надежности требуется строго определенное и оперативное взаимодействие между предприятиями и организациями на всех стадиях жизненного цикла технических систем. Поэтому в нашей стране усилиями ученых и ведущих специалистов промышленности разработана и совершенствуется многоуровневая комплексная система руководящих,   нормативно-технических и методических документов по обеспечению эффективности, надежности и управлению качеством продукции.
Разработку системы нормативно-технических документов по эффективности, качеству и надежности осуществляют на четырех уровнях: межотраслевом, отраслевом, группы предприятий, объединенных одной тематикой работ, и отдельных предприятий.
На межотраслевом уровне:
устанавливают основы организации работ в отраслях промышленности и на предприятиях по эффективности, качеству, надежности и стандартизации;
вводят основные понятия, определения и показатели качества и надежности;
регламентируют деятельность различных органов и служб обеспечения надежности, управления н контроля качеством, стандартизации;
разрабатывают требования к комплексным системам повышения эффективности производства и качества работы;
устанавливают единые требования к документации (плановой, проектной, конструкторской, технологической, метрологической, по испытаниям, отчетной, информационной и др.), используемой на различных стадиях создания и применения изделий;
определяют правовые нормы обеспечения и управления качеством продукции, гарантии и ответственность за качество продукции.
Большой круг вопросов стандартизации па государственном уровне связан с многосторонним сотрудничеством СССР с зарубежными странами, проведением работ по стандартизации
в рамках Международной организации по стандартизации, Совета Экономической Взаимопомощи и других организаций.
Отраслевую стандартизацию проводят с целью конкретизации общих требований государственной системы применительно к особенностям разработки, производства, обеспечения и контроля качества и надежности продукции данной отрасли.
Каждая отрасль промышленности является единственной в стране, ведущей разработку и производство определенной совокупности технических систем, ее производственная деятельность, как правило, не дублируется другими отраслями промышленности. Поэтому положительный опыт, накапливаемый в процессе создания и обеспечения качества и надежности продукции отрасли, имеющий общеотраслевое значение, закрепляют в системе НТД, разрабатываемой ведущими специалистами данной отрасли, и используют в дальнейшей работе при создании новой техники. Этому же способствует разработка и внедрение НТД для групп предприятий, объединенных одной тематикой работ. Таким образом распространяется передовой опыт между родственными предприятиями.
На уровне групп предприятий имеется определенный параллелизм в создании предприятиями различных отраслей промышленности однотипной продукции. Поэтому возникает необходимость объединения требований НТД различных подотраслей разработки и внедрения единых государственных документов, позволяющих в конечном счете более гибко и широко использовать творческие и производственные ресурсы промышленности в целом, обеспечивать эффективную работу м подведомственных коопераций.
Такой подход позволяет обеспечивать необходимый уровень качества и надежности материалов, полуфабрикатов, ЭРИ, источников и потребителей энергии, комплектующих узлов, агрегатов, приборов и создавать сложные технические системы, отвечающие современным требованиям.
Разработка и внедрение НТД на уровне предприятий позволяет на основе государственных, межотраслевых и отраслевых НТД конкретизировать и упорядочить деятельность предприятия по обеспечению качества и надежности, уточнить взаимодействие, права и обязанности основных структурных подразделений предприятия при решении конкретных задач, способствует накоплению положительного опыта создания техники с высокими показателями качества и надежности. Это позволяет решать все более сложные задачи, несмотря на естественную текучесть кадров, перемещения специалистов и постоянный приток в промышленность молодых специалистов, не имеющих достаточного практического опыта работы в области обеспечения надежности техники.
Нельзя рассматривать разработанные системы НТД как законченную работу.
Системы НТД по эффективности, качеству и надежности должны развиваться и совершенствоваться вместе с развитием новой техники, при создании которой постоянно возникают новые проблемы и задачи обеспечения качества и надежности. Различные предприятия промышленности обладают различным опытом обеспечения качества и надежности.
В связи с этим велика роль стандартизации вопросов качества и надежности. Разрабатываемые НТД должны содержать и «консервативные», обязательные требования н нормы, которые необходимо выполнять всем без исключения предприятиям, и «прогрессивные», повышенные требования и нормы, которые выполняются передовыми предприятиями и должны в конечном счете выполняться всеми Предприятиями промышленности. Через определенный период времени требования и нормы пересматривают и совершенствуют на основе накопленного опыта.