Мероприятия по повышению надежности СЧМ

Мероприятия по повышению надежности СЧМ могут быть проведены при создании и эксплуатации СЧМ.
Повышения надежности СЧМ при их проектировании можно добиться схемными, конструктивными и ЭрГО-11 омическими методами.
Схемные методы объединяют мероприятия по повышению надежности СЧМ путем совершенствования их технологии и принципиальных схем. К ним относят, например, создание возможно более простых схем (технологий); создание схем с ограниченными последствиями отказов; резервирование элементов и систем; создание схем с широкими допусками на параметры элементов и внешние воздействия.
К конструктивным методам повышения надежности проектируемых СЧМ относят следующие мероприятия: создание надежных элементов; создание благоприятного режима работы элементов; правильный подбор параметров элементов; принятие мер по облегчению ремонта; унификация элементов и систем; учет опыта эксплуатации аналогичных проектируемых систем.
Общее эргономическое обеспечение призвано организовать труд человека-оператора, начиная от оптимальных форм шкал, рукояток, оптимального усилия на органы управлении и расстояния до них, оптимального освещения рабочих мест н т. д. н кончая общими методами обеспечения качества функционирования СЧМ.
Целевое эргономическое обеспечение призвано организовать труд человека-оператора, включенного в СЧМ конкретного класса с целью поиска оптимальных способов использования человеческих возможностей применительно к данному классу СЧМ: что именно поручить человеку, какие способы контроля и управления рекомендовать как типовые для данного класса СЧМ, какими средствами обеспечить оператора во время работы, какие характеристики использовать для отбора операторов и какие навыки тренировать при обучении. Общее эргономическое обеспечение, таким образом, предполагает учет общих закономерностей процессов функционирования СЧМ различных классов. Целевое эргономическое обеспечение предназначено для решения задач распределения функции, синтеза режимов работы и профилактического обслуживания СЧМ, контроля состояний операторов и качества функционирования СЧМ. Целевое эргономическое обеспечение всегда конкретно, его результаты не могут переноситься из одной области в другую без тщательного анализа и проверки.
Эргономические методы используют для решения следующих задач: обеспечение рационального распределения функций человека и технических средств в зависимости от целевой функции. Роль и место человека-оператора                в СЧМ;
оценка                и контроль функциональных состояний операторов в целях обеспечении безопасности труда и заданного уровня качества функционирования системы;
выбор  профилактических воздействий на СЧМ;
синтез  эргономических паспортов
СЧМ как меры удобства эксплуатации (эргономичности) и степени совершенства технических средств и рабочих мест СЧМ;
синтез режимов контроля качества взаимодействия «человек — техника» по параметрам информационных потоков в эргатическом контуре управления системой;
автоматизация эргономического проектирования СЧМ;
профессиональная подготовка персонала СЧМ; разработка оргпроекта СЧМ; организация групповой деятельности специалистов в СЧМ.
Основную часть производственных мероприятий по повышению надежности элементов и систем составляют мероприятия по улучшению однородности выпускаемой продукции: совершенствование технологии производства; автоматизация производства; тренировка элементов и систем; статистическое регулирование качества продукции; совершенствование организации производства; учет опыта эксплуатации создаваемых систем. Все эти мероприятия связаны между собой. Для решения задач обеспечения надежности проводят большое число мероприятии, которые можно разбить на ряд групп:
разработка научных методов эксплуатации СЧМ;
сбор и обобщение опыта эксплуатации;
повышение квалификации работников;
совершенствован не организации обслуживания СЧМ;
автоматизация обслуживания и восстановления СЧМ.
Важным мероприятием, позволяющим предупреждать отказы техники и ошибки человека-оператора, является профилактическое обслуживание СЧМ целом.
По существу все известные методы профилактического обслуживания в той или иной мере являются методами обслуживания по состоянию. Основное различие этих методов лишь в том, какими факторами и характеристиками определяют состояние СЧМ. Если состояние характеризуется наработкой, то имеет место профилактическое обслуживание по наработке (удовлетворяется ограничение по параметру потока отказов); если состояние определяется технико-экономическими характеристиками — можно говорить об экономичности профилактического обслуживания; если состояние определяется условиями отказа — профилактическое обслуживание вырождается в аварийные ремонты; если состояние определяется параметрами труда и отдыха человека, то имеет место профилактическое обслуживание по данным о функциональном состоянии человека. При повышении надежности систем большое значение имеют методы проверки, отыскания причин неисправностей и предсказания работоспособности систем.