Ударно - вибрационные факторы

Удары и вибрации можно было бы отнести к искусственным факторам, если бы они проявились н редких, специфических случаях. Однако они стали такими же общими, как и климатические факторы, что позволяет их относить к естественным. Эти факторы значительно снижают надежность изделий. При этом их действие может иногда стать основным. Действию этих факторов подвергаются в основном изделия, устанавливаемые на автомобилях, поездах, судах, самолетах. В зависимости от конструкции носителя, скорости его движения, места установки на нем изделия ударно-вибрационные факторы (нагрузки) могут изменяться в значительных пределах по величине ускорения, по частоте и амплитуде вибраций. Так, например, на некоторых реактивных самолетах частота вибраций находится в пределах 5— 500 Гц и максимальная амплитуда на низких частотах достигает 25 мм, а ускорение при ударах на посадке и взлете может достигать 10^ (д — ускорение свободного падения).
В результате знакопеременного действия ударно-вибрационных факторов происходит достаточно быстрое накопление признаков усталости материалов с последующей, обычно внезапной, поломкой (отказом), в том числе обрыв проводников, растрескивание печатных плат и др. Вследствие ударов и вибраций интенсивность отказов элементов самолетной аппаратуры примерно на порядок выше, чем у однотипной стационарной.
Защита изделий от ударно-вибрационных факторов обеспечивается как выбором и установкой соответствующих амортизационных устройств, так и выбором места размещения изделия. Характер вибраций по частоте и амплитуде значительно меняется вдоль корпуса носителя, причем в зависимости от длины, массы, конфигурации, мощности двигателей носителя «местоположение» наиболее опасных источников вибраций также существенно различно, и обычно они с трудом прогнозируются. В связи с этим важными являются ударно-вибрационные испытания изделий нового типа с измерением параметров вибраций и ударов в различных точках при различных режимах движения носителя (для автомобиля — это качество дороги и скорость, для самолета — скорость, высота, эволюции и т. д.).