Значения гармонических составляющих тока в долях от амплитуды первой гармоники, вычисленной при си = 0 и Да=0 при активной нагрузке, определяются из следующих выражений. При построении зависимостей амплитуд гармонических составляющих в функции Да можно заметить следующее (рис. 7-10):
1. С увеличением Да от 0 до 180° первая (двигательная) гармоника уменьшается от максимума до 0,5. При других значениях амплитуда первой гармоники во всех точках меньше.
2. С увеличением Да от 0 до 180° постоянная составляющая увеличивается от 0 до максимума. Изменение в рабочем диапазоне значений на величину постоянной составляющей существенно не влияет.
3. Характер зависимости второй и третьей временных гармоник от Да является сложным, однако их амплитуды даже в наихудших случаях не превышают 0,3 от максимального значения первой гармоники.
Гармоники выше третьего порядка несущественно влияют на механические характеристики двигателя и поэтому здесь не рассматриваются. Особенностью работы СТЭ в цепи с индуктивностью является то, что критический угол зажигания уменьшается с увеличением Да. Так, при максимальной асимметрии (один из тиристоров закрыт в течение всего полупериода) критический угол зажигания для включаемого тиристора становится равным нулю, т. е. ток возникает одновременно с подачей открывающего импульса, а длительность протекания полуволны тока может стать больше чем я. Отличие рассматриваемого режима от известных симметричных состоит в том, что ток одного вентиля может возникнуть после исчезновения тока второго вентиля независимо от модуляции. Двигатель вращается С6 Скоростью, соответствующей частоте модуляции. Ввиду наличия в статоре гармоник различных частот вращение на низких частотах модуляции является несколько неравномерным, т. е. двигательный момент содержит знакопеременную составляющую. На рис. 7-13 показаны два способа вентильной модуляции при квазичастотном регулировании: амплитудно-временной [а) и временной (б). Более легко осуществимый временной способ вентильной модуляции приводит к возникновению в кривой тока значительной третьей гармонической составляющей по отношению к частоте модуляции, которая обусловливает появление увеличенной знакопеременной составляющей момента по сравнению с амплитудно-временным способом вентильной модуляции.
Фактически временная модуляция соответствует частотному регулированию по схеме на рис. 6-1,а, приводящему на малых частотах к шаговому режиму. Осуществление квазичастотного регулирования может быть выполнено при помощи магнитных усилителей с само-подмагничиванием, включенных последовательно в каждую фазу статора асинхронного двигателя {Л. 59], либо симметричных тиристорных элементов (СТЭ), рассмотренных выше. В том и другом случаях можно обеспечить оба способа модуляции (рис. 7-14).