В гл. 1 устанавливается, что неодновременному включению токов в обмотки статора сопутствует возникновение так называемой шаговой составляющей момента, причем знак зависит от направления тока в последовательно включенных обмотках.
Коэффициент во всех случаях зависит от соотношения между значениями токов в обмотках статора. При равенстве амплитуд результирующих намагничивающих сил.
2. Отключив предварительно включенную группу обмоток, произвести включение следующей группы обмоток, причем интервал времени между отключением одной группы и включением другой не должен превышать (3— 4) т. е. роторные токи не должны успеть затухнуть. При этом для вышеуказанных примеров переключения обмоток угол 0 определяется соотношениями.
Величина угла поворота зависит от статического момента нагрузки на валу, маховых масс привода, формы и величины статорных токов, выдержки времени между включением этих токов.
Для практических целей следует иметь в виду, что применение динамического торможения асинхронного двигателя во всех случаях открывает возможность осуществления, наряду с динамическим торможением, также шагового режима. Для этого в соответствии с изложенным в гл. 1 необходимо произвести неодновременное включение постоянных токов в обмотки
статора. Проще всего это осуществляется при помощи схемы, показанной на рис. 4-8. При совместном включении пускателей 1Т и 2Т (или бесконтактных аппаратов, заменяющих их) происходит динамическое торможение, соответствующее схеме на рис. 4-2,6, а при их неодновременном включении наблюдается шаговый поворот ротора. Направление поворота задается последовательностью включения или отключения этих пускателей.
Схема динамического торможения, допускающая выполнение шагового поворота ротора. Синхронного двигателя вращался в шаговом режиме в одном направлении либо совершал знакопеременное колебательное движение. При достаточно частых переключениях ротор асинхронного двигателя будет вращаться в квазистатическом режиме с требуемой скоростью. Тиристорная схема, позволяющая всесторонне использовать шаговый режим, описана в гл. 6. ПОТЕРИ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ ТОРМОЖЕНИИ
В соответствии с гл. 1 выражение для потерь при динамическом торможении записывается следующим образом: где первое слагаемое рассчитывается в соответствии с принятой схемой включения обмоток.
Для двигателей малой и средней мощности (до 10— 15 кет) первое слагаемое выражение (4-22) имеет весьма большое процентное значение. Именно поэтому потери в статоре обычно сильно зависят от тока статора. Часто встречающееся в литературе утверждение о том, что потери в статоре при динамическом торможении не зависят от тормозного тока, основано на недопустимом для подавляющего 'большинства случаев пренебрежении первым слагаемым формулы (4-22), т. е. потерями от тока намагничивания.
На рис. 4-6 показаны экспериментальные зависимости потерь в статоре от постоянного тока при включении по схемам табл. 4-1 (I, II, IV).
Следует отметить, что мощность потерь в статоре является одним из критериев для сравнения схем динамического торможения. Эта величина может служить основанием для выбора мощности источника питания и ориентировочной характеристикой для оценки нагрева машины в режиме динамического торможения. 126