Двухступенчатое конденсаторное торможение (с последующим коротким замыканием)
Этот способ торможения предусматривает короткое замыкание статора через некоторый промежуток времени после отключения двигателя с конденсаторами, присоединенными к зажимам статора. После отключения двигателя от сети под действием конденсаторного торможения происходит сброс скорости, однако для двигателей мощностью начиная с 1—2 кет и более, а также для двигателей меньшей мощности при больших добавочных маховых массах этот сброс оказывается небольшим, в особенности, если статический момент нагрузки на валу двигателя невелик. В этих случаях необходимо применять добавочные меры для завершения торможения. Одной из таких мер является короткое замыкание статора СЛ. 54-55]. При этом возникает добавочный тормозной момент на валу, который во многих случаях оказывается достаточным для окончательной остановки двигателя. На рис. 5-9 приведена осциллограмма для
двигателя типа А041-6 со статическим моментом на валу, не превышающим 5% от номинального (момент холостого хода), и добавочными маховыми массами,
составляющими 0,14 от ротора двигателя, при С = 3,8 (3X32). Как видно из осциллограммы, двигатель останавливается за 0,05 сек. Угол, пройденный за время торможения, составляет 0,4 оборота ротора.
Двухступенчатое торможение может осуществляться как с коротким замыканием, так и с замыканием на нагрузочные сопротивления. Способ эффективен при добавочных маховых массах, не превышающих 0,3 /р. и мощности не более 4 кет.
На рис. 5-10 показаны принципиальные схемы силовых цепей и -цепей управления двухступенчатого конденсаторного торможения, при котором подключение конденсаторов производится после отключения двигателя прямого вращения. Схема дает возможность применить электролитические конденсаторы.
5-5. конденсаторно-динамическое торможение
Другим способом увеличения эффективности конденсаторного торможения является совмещение его с динамическим торможением [J1. 54—57]. Фактически с конденсаторным самовозбуждением двигателя может быть совмещен любой способ торможения. В любом из этих случаев интервал времени между отключением контактора прямого вращения и включением контактора торможения не будет холостым временем: торможение начнется немедленно после отключения двигателя от сети. Тем не менее принято выделять конденсаторно-динамическое торможение как самостоятельный способ, использующий преимущество как конденсаторного торможения — большие тормозные моменты в начале торможения, так и динамического — максимальная эффективность на низких скоростях. Конденсаторно-динамическое торможение может осуществляться по различным схемам. Некоторые из них показаны на рис. 5-11.
Характер работы симметричных и несимметричных схем конденсаторно-динамического торможения является различным. Несимметричная схема содержит меньше аппаратов, однако ее применение допустимо лишь при отсутствии высоких требований по точности работы системы торможения. Дело в том, что из-за двухфазного короткого замыкания в начале торможения (по цепи источника постоянного тока) начальный сброс скорости от тормозного момента короткого замыкания является неопределенным, так как зависит от того, каким было напряжение на зажимах статора в момент подключения к источнику постоянного тока. Неоднозначность начального сброса скорости приводит к уменьшению точности работы системы. Кроме того, как и во всякой схеме несимметричного динамического торможения, в начале торможения возникают знакопеременные моменты коммутационного происхождения, а в конце торможения ротор колеблется около положения остановки.