Дальнейшее развитие работ по обеспечению управляемого, в частности, плавного пуска продолжается в направлении разработки бесконтактных тиристорных пускателей (БТП), схемы которых изображены на рисунке.
Следует иметь в виду, что в схемах БТП без применения каких-либо вспомогательных устройств, например конденсаторов, подключенных к зажимам обмотки статора, возможно также осуществление следующих видов торможения: динамического (симметричного и несимметричного), противовключения и двух токового торможения, которое также может быть выполнено по симметричной и несимметричной схемам. Кроме того, все схемы БТП допускают получение ползучей скорости (см. гл. 7).
На рис. 2-11 показаны наиболее характерные варианты схем БТП. В зависимости от поставленных задач возможно построение большого количества схем БТП, в которых сочетаются отдельные элементы схем по рис. 2-11. Схема на рис. 2-11,а с использованием нейтрали, реверсивная с торможением способами противовключения и двухтоковым по симметричной и несимметричной схемам, содержит 10 тиристоров, которые объединены в 5 симметричных встречно-параллельных тиристорных элемента (СТЭ), подробно рассмотренных ниже, или 5 симметричных тиристоров («симисторов»).
ползучей скорости (см. гл. 7). При помощи задания сдвигов по фазе могут быть получены промежуточные режимы.
Значения переменной и постоянной составляющих тока, определяющие собой требуемую механическую характеристику, регулируются углом управления.
Для обеспечения плавности пуска при помощи БТП необходимо выполнить два требования:
1. Плавно увеличивать эффективное значение напряжения на статоре в процессе разгона (плавный пуск).
2. Исключить возникновение апериодических токов при подключении обмоток статора к сети (безударное включение).
Динамическое фазовращение. Для решения первой задачи следует производить включение двигателя по схеме БТП таким образом, чтобы в первый момент включения фазовый угол был весьма велик, а затем в процессе разгона уменьшался бы по рациональному закону до нуля. Это можно выполнить при помощи любой из обычных схем подачи управляющего сигнала, например, при помощи типовых однополупериодных или полуволновых электромагнитных схем [JI. 33], однако угол открывания следует сделать изменяющимся в процессе разгона. Проще всего это решается подключением к зажимам входа однополупериодной схемы ЛС-цепочки, либо включением последней прямо на клеммы «управляющий электрод—катод» в обычной однополупериодной схеме управления. Тогда характер возрастания эффективного значения тока в процессе разгона будет зависеть от соотношения параметров в зарядном и разрядном контурах RC-цепочки. Эти параметры рассчитываются следующим образом. При известной кинематике рассчитываются частотные характеристики механической системы. В соответствии с ними устанавливается среднее требуемое значение т. е. наклон кривой момента в начале разгона. Возрастание среднего значения момента будет носить экспоненциальный характер. Постоянная времени экспоненты может быть определена графически как отрезок на
к экспоненциальному, представляемому аналитически при помощи цепных экспоненциальных функций (см. гл. 9).