Методы оценки технико-экономического уровня продукции и ее конкурентоспособности

Качество и экономичность продукции. Качество и экономичность продукции имеют подобный экономический смысл, но различаются конкретизацией эффекта. При оценке качества продукции обычно не учитываются конкретные условия ее потребления. При оценке экономичности продукции не учитываются эргономические, эстетические и другие нормативные показатели качества ее изготовления. Качество и экономичность продукции характеризуются целым рядом показателей полезности и затрат, в которых часть показателей являются общими (производительность, безотказность, срок службы, масса, мощность и др.). При технико-экономической оценке качества достигается большая объективность результата, так как показатели качества и экономичности сводятся функциональной зависимостью в обобщенный показатель. При этом учитываются большее количество нормативных показателей качества, чем при оценке экономичности (экономической эффективности): показатели назначения, надежности, технологичности, экологические и др.
Критерий технико-экономической оценки качества. Под уровнем качества или экономичности понимают некоторую относительную характеристику, полученную при сопоставлении значений функционально взаимосвязанных показателей с показателями базового образца и показывающую, во сколько раз новый образец продукции по сравнению с базовым позволяет получить больше полезного эффекта на единицу полных затрат: где  — технико-экономический уровень продукции; и <7$ — соответственно новое и базовое значения интегрального показателя качества или экономичности.
Значение интегрального показателя определяется по формуле (28). Его величина обратна удельным затратам (на единицу полезного эффекта):
Я = аг1. (28)
Равенство значений уровней качества /к и эффективности /э имеет место при наилучших типовых условиях применения и показателях качества изготовления продукции. Такое условие оценки продукции при достаточной общности более стабильно для объективного _ сопоставления выпускаемой продукции по сравнению с базовым образцом.
Критерием технико-экономической оценки качества продукции принято считать рост величины полезного эффекта на единицу полных затрат при потреблении образца по сравнению с базовым.
Новый образец считают лучше базового при / > 1.
Под технико-экономическим уровнем понимается относительная характеристика потенциальной эффективности применения продукции, полученная в результате сопоставления значений совокупности функционально взаимосвязанных технико-экономических показателей осваиваемого в производстве и базового образцов.
Методы оценки. Для оценки технико-экономического уровня продукции применяют стоимостной и параметрический методы.
Стоимостной метод основан на расчете удельных затрат по значениям расценок на используемые ресурсы, а параметрический — на расчете индексов технических параметров осваиваемого в производстве образца по отношению к базовым параметрам. В этих методах полные затраты расчленяются на группы экономических элементов затрат по основным видам используемых ресурсов, приблизительно пропорциональных массе продукции М, трудоемкости ее изготовления расходу энергии (или мощности) IX7 и основных материалов Я.
Стоимостной метод основывается на использовании стоимостной и технической информации по каждому из сопоставляемых образцов продукции.
Параметрический метод позволяет исключить неопределенность стоимостной информации при международном сопоставлений образцов однородной продукции, в том числе техники (группы, подгруппы, вида, типа). Оба метода применяются при оценке технико-экономического уровня и конкурентоспособности продукции. Эти методы относятся к комплексному методу оценки качества продукции с помощью интегрального показателя качества и являются его индексными разновидностями.
Оценка технико-экономического уровня продукции. При стоимостном методе технико-экономический уровень (ТЭУ) продукции определяется индексом удельных затрат совокупного труда (овеществленного и живого), рассчитанных в стоимостной форме по группам экономических элементов затрат. Каждая группа затрат представляет собой произведение расценки щ (цены единицы) 4-го ресурса на его удельный расход (на единицу полезного эффекта: продукта или работы) в натуральном выражении: где Од, ат, Од, ам — расценки используемых ресурсов соответственно на создание продукции (оборудования), на трудозатраты при ее применении, на энергию и на основные материалы в процессе применения продукции, руб/ед. ресурса; м, т, э, мп — ре-ляторы (индексы) удельных показателей ресурсоемкости — материалоемкости техники, трудоемкости, энергоемкости применения, материалоемкости конечной продукции; км — коэффициент учета затрат на доставку, монтаж и наладку продукции; лр — норма отчислений на реновацию продукции; кр — коэффициент учета затрат на ремонт и техническое обслуживание продукции; кэ — коэффициент учета дополнительной заработной платы, начислений на социальное страхование и выплат из фондов общественного потребления; ку. т — коэффициент условий труда, влияющих на его производительность в зависимости от эргономичности и эстетичности рабочего места (определяется произведением коэффициентов изменения затрат времени оператора при отклонении эргономических условий от нормативных значений); кс — коэффициент учета расхода смазочных, охлаждающих и других вспомогательных материалов; кпов — коэффициент учета прочих цеховых, общезаводских и внепроизводственных расходов.
При расчете по формуле (29) затрат основных видов ресурсов удельные показатели ресурсоемкости определяются путем деления расхода каждого вида ресурса за установленный промежуток времени на полезный эффект, произведенный за этот же промежуток времени:
удельная материалоемкость техники м = М/РТ,
где М — масса готового образца; Р — эксплуатационная производительность образца; Т — срок службы образца;
удельная трудоемкость обслуживания техники
т = Ь/Р,
где Ь — затраты труда операторов за единицу времени, по которой определяется производительность (чел.-ч, чел.-смена, чел.-год);
удельная энергоемкость полезного эффекта (определяют обычно применительно к конкретному виду техники), например, для двигателей и технологического оборудования, где 0 — удельный расход топлива (на единицу мощности №), г/кВт-ч; &и — коэффициент использования двигателя (по мощности и времени); &вр — коэффициент приведения параметров мощности и производительности к одной единице времени; кп. д — коэффициент полезного действия двигателя;
удельная материалоемкость конечного продукта
= К1Р
где /? — расход материалов на изготовление Р единиц продукции.
Эксплуатационная производительность техники определяется произведением технической производительности и коэффициентов, учитывающих показатели надежности и точность работы, условия применения, коэффициент использования продукции по времени.
Годовой экономический эффект от применения нового образца техники взамен устаревшего определяется по формуле
5 = (/ — 1) %РН
а коэффициент эффективности капитальных вложений К потребителя в новую технику
Я = (/-1)^>гн,    (31)
где Ен — нормативное значение коэффициента эффективности капитальных вложений.
Пример 6. По исходным данным, представленным в табл. 7, необходимо оценить ТЭУ и годовой экономический эффект поперечно-строгального отечественного станка в сравнении с иностранным аналогом.
В связи с тем, что новый и базовый образцы примерно одинаковой конструктивной сложности и возраста сопоставляются при одинаковых условиях изготовления и эксплуатации,

При сопоставлении станков по технологической себестоимости обработки деталей примем А*ов = /^ов = 1.
Тогда по формулам (27)—(29) получим / = 1,28.
Следовательно, оцениваемый новый образец станка эффективнее базового.
При расчете ТЭУ нового образца получены следующие значения частных показателей (табл. 8).
При параметрическом методе определяющий показатель технико-экономического уровня техники с помощью безразмерных параметров находят по формуле, в которой числитель — уровень полезности, а знаменатель — уровень стоимости всей продукции (работы) объемом Л,. Производимый, где р = Рн/Рб — уровень комплексного показателя результата применения нового образца в сравнении с базовым с учетом надежности; т  = Мн/Мб — уровень массы нового образца по отношению к базовому; I = = ЬьИ — уровень трудоемкости обслуживания нового образца в эксплуатации; ку т = к/кт — коэффициент условий труда;
уровень суммарного расхода энергии (топлива) новой техникой; г = = #„/#6 — уровень расхода сырья, основных и вспомогательных материалов для новой продукции (работы); т = Тн/Тб — уровень срока службы (долговечности) нового образца техники; и0 — индекс затрат, пересчитанных на единицу массы нового образца, включающих амортизационные
отчисления, стоимость ремонтов, монтажа, демонтажа, транспортировки; ит—индекс тарифных ставок рабочих, обслуживающих новую технику, по сравнению со ставками при эксплуатации базового образца; — индекс расценок на энергию при использовании новой техники с учетом расхода энергии различающихся энергоносителей; им — индекс затрат на единицу массы материалов; а, р, у, 6 — удельные веса групп элементов сметы затрат, пропорциональных соответственно массе, трудоемкости обслуживания, мощности и расходу материалов новой продукции в составе ее себестоимости. Их сумма образует характеристическое уравнение производства, технологического процесса или операции: где а — амортизация основных производственных фондов и прочие расходы; Р — заработная плата основная и дополнительная, а также отчисления на социальное страхование; V — топливо и энергия; б — сырье и основные материалы, а также вспомогательные материалы. Удельные веса групп элементов затрат а, Р, у, б определяют по результатам анализа затрат на производство продукции или работы в базовом варианте образца техники.
При сопоставлении существующей техники одинаковой сложности индексы расценок щ принимаются равными единице, а формула (32) имеет вид.
Пример 7. Оценить параметрическим методом ТЭУ отечественного автосамосвала БелАЗ-548А в сравнении с иностранным.
Так как в расчетах доли затрат должны приниматься по базовому образцу, а по иностранному образцу они неизвестны, предварительно в качестве базового принимаем отечественный образец.
Расход вспомогательных материалов и ремонт автошин включен в группу 6. Удельные затраты на автомашины из-за отсутствия данных приняты одинаковыми; при этом абсолютные значения пропорциональны производительности.
Примечание. При одинаковых условиях труда 6у> т = 1.
Значение ТЭУ отечественного самосвала БелАЗ-548А противоположно иностранному и составит I = 1 ~г= «= 0.93-1 = 1,07.
Из расчета следует, что, несмотря на значительное превышение единичной производительности (р = 2,94), зарубежная модель 33-15 не оказалась экономичнее отечественной. Это объясняется опережением роста ее удельных металлоемкости и энергоемкости
Оценка конкурентоспособности продукции. Основными критериями оценки значений показателей качества, определяющих конкурентоспособность продукции, являются ее технический уровень в сравнении с требованиями международных стандартов ИСО, МЭК и других организаций, законодательных органов страны-импортера и специфических требований иностранного потребителя, уровень качества изготовления экспортной продукции, характеризующий ее способность сохранять эксплуатационные свойства в процессе ее использования, а также затраты на их поддержание.
Оценка конкурентоспособности основана на сравнении показателей полезности и затрат при эксплуатации нового образца с соответствующими показателями других образцов. При определении уровня конкурентоспособности продукции принято использовать стоимостной и параметрический методы.
При наличии полной информации о затратах уровень конкурентоспособности определяется стоимостным методом, т. е. отношением нового и базового значений интегрального показателя качества сравниваемых образцов по формуле, где Ян и Яб — суммарный полезный результат эксплуатации соответственно нового и базового образцов за срок их службы; Зб/Зн — отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию соответственно базового и нового образцов:
Здесь Зс.н и 3Сч б — единовременные затраты на приобретение соответственно нового и базового образцов; Зэ, н и Зэ. б — средние суммарные затраты на эксплуатацию соответственно нового и базового образцов.
Если методы приведения эксплуатационных затрат отечественных и зарубежных образцов известны, то они могут учитываться при расчете по формуле (34).
При недостаточности информации об эксплуатационных затратах (иностранного варианта) рекомендуется применять параметрический метод определения индекса относительного интегрального показателя, пользуясь формулой: где р — Ян/Яб — отношение полезных результатов эксплуатации оцениваемого и базового образцов; с = Зс. н/Зс. б — отношение единовременных затрат потребителя на приобретение нового и базового образцов; а0 — доля затрат на приобретение базового образца в составе полных затрат; т = Тн/7б — отношение сроков службы нового и базового образцов; Гг = Кгк/Кгб — относительное значение 1-го показателя затрат;        —значение 1-го показателя затрат соответственно нового и базового образцов в натуральных единицах, характеризующее соответствующую составляющую полных затрат; щ — доли »-го показателя затрат базового образца (выраженных в стоимостных единицах) в составе полных затрат.
Продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, при С 1 — неконкурентоспособна на данном рынке.
Если известны не все расчетные значения единичных показателей, составляющих интегральный показатель, допускается определять их индексы экспертным методом. В результате оценки конкурентоспособности рассмотренного образца формируется одно из заключений: образец обладает достаточно высокой конкурентоспособностью, образец обладает недостаточной конкурентоспособностью или образец не обладает конкурентоспособностью
(образец неконкурентоспособен). К указанным оценкам могут быть даны различные дополнения и уточнения. Например, данный образец обладает достаточно высокой конкурентоспособностью и может экспортироваться в развитые страны на свободно конвертируемую валюту; образец не обладает достаточной конкурентоспособностью и не может поставляться на экспорт.
Пример 9. Необходимо оценить уровень конкурентоспособности колесного скрепера комплексным методом. Пусть оценка уровня конкурентоспособности колесного скрепера А проводится на определенном рынке, где базовым образцом для сравнения служит скрепер В. Цель оценки уровня конкурентоспособности скрепера — расширить круг возможного экспорта. Показатели качества скрепера и его экономические показатели для среднего режима эксплуатации приведены в табл. 11.
В расчетах использованы следующие расценки (в долларах за 1 л): дизельного топлива аэ = 0,06,
Следовательно, скрепер А неконкурентоспособен по отношению к скреперу В.
При неполной информации об эксплуатационных затратах конкурентоспособность оцениваемого скрепера определяется параметрическим методом с помощью относительного интегрального показателя. Пусть расценки ресурсов Од, аы, ас, аф, Цт неизвестны. Их индексы в варианте А в сравнении с вариантом В примем равными единице. Тогда уровень конкурентоспособности скрепера А {на основе формулы.
Вывод об уровне конкурентоспособности скрепера А, определенной при неполной информации об эксплуатационных затратах, аналогичен сделанному выше при использовании полной информации.
Пример 10. Необходимо оценить комплексным методом конкурентоспособность грузовых автомобилей А и В по относительному интегральному показателю. Исходные данные для расчетов представлены в табл. 12.
За базовый образец принят автомобиль В. Сроки службы Т и годовые пробеги Ь автомобилей одинаковы. Относительный интегральный показатель автомобиля А при одинаковой грузоподъемности его с автомобилей В.