Основные методы ФТА объектов

Общая структура ФТА предназначена для решения двух задач: подтверждения факта отказа, выявления его причины, вида, механизма и (или) условий возникновения, а также получения информации, необходимой для оценки качества и надежности.
Для решения первой задачи последовательно используются методы технического диагностирования и параметрического контроля, неразрушающего контроля и собственно ФТА.
Если при ФТА не удалось с требуемой достоверностью установить причину отказа, а также в тех случаях, когда объект анализа отсутствует или непригоден к анализу, используется моделирование отказов.
Применяемые методы и технические средства вместе с процедурами (алгоритмами) анализа и обработки информации для оценки качества и надежности образуют системы анализа отказов. Примерная структура методов и средств ФТА приведена в табл. 1.
Применяемые методы ФТА в значительной степени определяются используемыми критериями отказа и свойствами объекта.
В зависимости от особенностей объекта ФТА в качестве критериев отказов выбираются в отдельности или в совокупности следующие признаки: прекращение или снижение эффективности функционирования; отклонение параметров от нормы; отказы составных частей; возникновение неплановых процессов (режимов) в работе; достижение заданного срока службы (ресурса); технико-экономическая нецелесообразность продолжения работы (например, увеличение простоев из-за частых ремонтов).
Для большинства современных видов техники (тракторные средства, изделия машиностроения и приборостроения, средства автоматики и вычислительной техники), содержащих механические и электронные компоненты, используются три стадии ФТА, позволяющие последовательно проводить (табл. 2) первичный анализ для подтверждения факта отказа; углубленный анализ с установлением вида и вероятной причины отказа; полный анализ с установлением механизма отказа и определением значений тех величин, которые необходимы для оценки качества и надежности.
Пользуясь приведенными данными в табл. 2, можно выбирать соответствующие группы технических средств ФТА, переходя, при необходимости, к построению взаимосогласованных систем анализа.
Целесообразно методы моделирования отказов разделить на две группы: математическое (аналоговое и цифровое) и физическое моделирование. Математическое моделирование осуществляется путем «введения» в модели объекта ФТА соответствующих внешних воздействий или дефектов и определения реакции изделий на эти ситуации. Наиболее часто используется имитационное и статистическое моделирование. При физическом моделировании могут проверяться условия возникновения и характеристики отказов вследствие субъективных (обусловленных деятельностью обслуживающего персонала) и объективных факторов. Методы моделирования отказов вследствие субъективных факторов основы.