Стержень, расположенный в опорах и служащий для поддержания установленных на нем вращающихся детален, называют осью. Оси могут быть неподвижными и вращающимися. Опорами осей служат подшипники скольжения и качения. В аппаратах РЗА большей частью используют подпятники, воспринимающие осевые нагрузки и являющиеся разновидностью подшипников.
Часть оси, опирающуюся на подшипник, называют цапфой. Промежуточную цапфу называют шейкой, а концевую — питой или шипом если она предназначена соответственно для восприятия осевой или радиальной нагрузки.
Наиболее распространены цельная и составная— из трубчатой части 2 и кернов 1 — оси, которые обычно используют в качестве вращающихся. Полуось J, запрессованную в оправку, также называют цапфой, поскольку она представляет собой как бы один конец оси. Такие цапфы обычно устанавливают неподвижно, и вращающаяся часть аппарата опирается на них своими подшипниками. В приборах их устанавливают на подвижной части и выполняют в виде керна, запрессованною в буксу 5 — оправку с широким плоским основанием.
Подпятники могут быть сферическими и коническими, а также с плоской опорной и цилиндрической направляющей поверхностями, которые выполняют соответственно из плоской пластины и полого цилиндра. Основным элементом подпятника является твердый камень, запрессованный в оправку. Радиусы г закругления кернов осей должны соответствовать радиусам R закругления сферических и конических подпятников (см. рис. 112, с)). Обычно отношение R к г должно быть от 3 до 6, заточки кернов должен быть от 45 до 55°. Более надежны амортизированные подпятники. Так, в реле направления мощности РБМ нижний подпятник представляет собой винт б с опорной пружиной 5 во внутренней полости, подпирающей обойму 3 с плоским 2 и направляющим 1 камнями, завальцованными со стороны наружного отверстия. Гайка 4 служит для фиксации подпятника на месте установки. Неамортизированный подпятник этого реле показан па рисунке.
При ремонте реле приходится удалять, устанавливать, затачивать и полировать керны, а также удалять, устанавливать подпятники.
При удалении керна из буксы или установке его в буксу пользуются соответственно приспособлением в виде полой трубки 4 или 5 с внутренним диаметром, несколько большим или меньшим диаметра керна. Керн 3 удаляют ударами по штифту, вставленному в предварительно высверленное отверстие в основании 2 буксы, установленной на зажатую в тиски трубку 4, а устанавливают, ударяя по трубке.
Керны можно также удалить из оси или оправки, зажав в часовых тисочках либо в цанге часового токарного станка, шпиндель которого поворачивают от руки то в одну, то в другую сторону. Чтобы облегчить удаление керна, место его ввода смазывают разведенным в керосине часовым маслом. Если керн запрессован глубоко и его невозможно ухватить инструментом, ось (или буксу) подрезают торцовой фрезой.
Затачивают и полируют керны на часовом токарном станке, после чего их вершину закругляют. Обрабатывают керны последовательно: сначала затачивают точильным камнем, затем шлифуют мелкозернистым камнем и, наконец, полируют полировочной пастой, наносимой на срез куска толстой кожи. Контролируют качество обработки с помощью бинокулярной лупы с 40 —50-кратным увеличением. Перед установкой керны промывают очищенным бензином, а остатки загрязнений удаляют, прокалывая папиросную бумагу. Угол заточки и радиус закругления контролируют по шаблонам под микроскопом с 70—100-кратным увеличением.
Шаблон представляет собой стеклянную пластину, на которую тонкими линиями нанесены окружности требуемых радиусов и углы. Шаблон располагают между окуляром и объективом микроскопа. Керн обрабатывают до совпадения его изображения с окружностью и углом нужных размеров. Радиусы окружностей, нанесенных на шаблон, должны соответствовать произведению необходимых радиусов кернов на кратность увеличения объектива.
Загрязненность и механические повреждения камней подпятников обнаруживают под микроскопом, используя специальное приспособление с пьезоэлектрическим щупом, усиленные сигналы которого прослушиваются в телефонных наушниках.
Поврежденные подпятники заменяют целиком или, удалив из них камень, запрессовывают новый. Для удаления камня пользуются приспособлением в виде металлической плиты с высверленными глухими отверстиями, количество и диаметры которых соответствуют количеству и диаметрам подпятников, наиболее распространенных в аппаратах РЗА. Установив подпятник в соответствующее гнездо приспособления, разбивают камень ударами часовою молотка по кернеру.
Очистив оправку от остатков старого камня, закрепляют в низ станка, вставляют и закатывают новый камень, нажимая на край оправки стальной пластинкой до тех пор, пока он не будет прочно сидеть в оправке. В некоторых случаях для плотной запрессовки камня в гнезде оправку приходится немного сточить со стороны его установки.
Отсутствие погнутости осей проверяют индикатором с помощью несложного приспособления. Погнутые оси выпрямляют, затем тщательно зачищают и шлифуют, а цапфы полируют. |