ГЛАВНАЯ

БИЛЕТЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СИСТЕМА

БЕРЕЖЛИВОЕ
ПРОИЗВОДСТВО

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЫ

СИЛОВЫЕ КАБЕЛИ

СИЛОВЫЕ
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ
ПРИБОРЫ

ВЫКЛЮЧАТЕЛИ
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ

РУБИЛЬНИКИ И
ПУСКАТЕЛИ

РЕЛЕ

ДАТЧИКИ

ТРАНСФОРМАТОРЫ

ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

 

ИСПЫТАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ  

    
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Во время пусконаладочных работ в объем испытаний электрических машин и трансформаторов входят: осмотр; выявление возможности включения оборудования без сушки; измерение сопротивления изоляции; испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты; испытание витковой изоляции (совмещается с испытанием на холостом ходу); снятие характеристик холостого хода и короткого замыкания; фазировка; измерение сопротивления постоянному току обмоток; проверка охлаждающих устройств; пусковое опробование.
В электрических машинах, кроме того, измеряют воздушные зазоры в магнитной системе и подшипниках, вибрацию, остаточное напряжение генератора при отсутствии тока в цепях возбуждения, сопротивление изоляции подшипников и термодетекторов, активные и реактивные сопротивления, а также постоянные времени (для генераторов мощностью 50 МВт и более), в отдельных случаях проводят испытание на нагрев и проверяют механические характеристики.
В силовых трансформаторах проверяют группу соединения, коэффициент трансформации, работу устройств регулирования напряжения, изоляцию доступных стяжных болтов магнитопровода, заземление ярмовых балок, прессующих колец и магнитопровода, испытывают вводы, встроенные трансформаторы тока, трансформаторное масло, проводят испытание на маслоплотность.
При ознакомлении с документацией устанавливают соответствие проверяемого оборудования проекту, выписывают данные, необходимые для последующих испытаний, заносят необходимые сведения в протоколы испытаний. При осмотре устанавливают комплектность проверяемого оборудования, отсутствие видимых повреждений конструктивных элементов, изоляции, обмоток, выводов, правильность установки и сборки. Возможность включения электрооборудования без сушки выявляют на основании измерения сопротивления изоляции с определением коэффициента абсорбции и других показателей состояния изоляции электрических машин и трансформаторов, описанных в § 35 и 36. Методы измерения сопротивления изоляции, сопротивления постоянному току и испытания повышенным напряжением промышленной частоты изложены в § 26 и 37, а вопросы фазировки освещены в § 42.
Сопротивление постоянному току обмоток электрических машин и трансформаторов следует измерять очень тщательно приборами повышенной точности, предпочтительно мостами, поскольку по результатам таких измерений определяют параметры, необходимые при построении рабочих характеристик и, следовательно, только при достаточной точности измерения сопротивлений можно рассчитывать на правильную оценку режимов работы проверяемого оборудования по построенным рабочим характеристикам. Кроме того, по сопротивлениям обмоток трансформаторов определяют температуру, что важно для оценки состояния изоляции. Результаты измерений сопротивлений постоянному току сопоставляют с результатами предыдущих измерений (обычно с заводскими данными), от которых они не должны отличаться более чем на 2% (исключение составляют обмотки якорей машин постоянного тока и реостаты, для которых отличие допускается до 10%). Для многофазных обмоток сопротивления отдельных фаз не должны различаться более чем на 2%, а для синхронных генераторов мощностью 50 МВт и выше — не более чем на 1 %.

Измерение зазоров, вибрации, сопротивления изоляции подшипников и термодетекторов
Нормальная работа электрических машин возможна при наличии определенных зазоров между подвижными и неподвижными частями магнитной системы и в подшипниках, а также при вибрации, не превышающей допустимой. Зазоры измеряют специальными щупами, а вибрацию (удвоенную амплитуду колебаний подшипников) — виброметром в трех направлениях: горизонтально-поперечном, горизонтально-продольном и вертикальном. В процессе монтажа электрических машин монтажники измеряют зазоры и вибрацию, добиваясь, чтобы они соответствовали нормам, установленным ПУЭ. Во избежание появления индуктированных токов (рис. 97, а) в контуре (сталь ротора, подшипники, фундаментная плита) при монтаже синхронных машин его разрывают, изолируя один из подшипников (обычно со стороны возбудителя) изоляционной прокладкой, устанавливаемой под его стулом. Одновременно создают разрыв в цепи маслопровода, по которому подается смазка в подшипник. Цепь в маслопроводе разрывают, устанавливая изоляционную прокладку между фланцами, а также снабжая изоляционными втулками и шайбами болты, которыми эти фланцы скрепляют между собой.
Изоляцию стула подшипника и маслопровода измеряют в процессе монтажа электрической машины мегомметром напряжением не более 1000 В. Иногда между изоляционными прокладками маслопровода имеются металлические шайбы, изолированные от фланцев, а между слоями изоляции подшипников — тонкие металлические прокладки, что позволяет измерять сопротивление изоляции соответствующих элементов на смонтированной машине. Если шайб и прокладок нет, для измерения изоляции стула подшипника один конец вала приподнимают (обычно с помощью крана).
На работающей машине изоляцию подшипника проверяют, измеряя напряжение UB на валу ротора (рис. 97, б) и напряжение U между изолированным подшипником и фундаментной плитой (рис. 97, в). Перемычки П устанавливают на время замера, чтобы зашунтировать масляные пленки в обоих подшипниках. Изоляция подшипника считается хорошей, если напряжения 1) и U равны или различаются не более чем на 10%.
Изоляцию термодетекторов относительно корпуса машины проверяют мегомметром напряжением не более 250 В в собранной схеме (вместе с соединительными проводами) измерение активных, индуктивных и полных сопротивлений электрических машин.
Для расчетов режимов работы в нормальных условиях и при авариях необходимо знать параметры электрической машины (сопротивление постоянному току, активные и индуктивные сопротивления). Омические сопротивления измеряют мостом постоянного тока или методом амперметра и вольтметра. Для измерения активных и индуктивных сопротивлений собирают схему, показанную на рис. 98.
От источника переменного тока 12—60 В подводят напряжение сначала к фазам А и В проверяемой машины, затем к фазам В и- С и, наконец, к фазам Л и С, при этом измеряют ток, напряжение и мощность. При измерении мощности Р.
Если ток измерять в амперах, напряжение в вольтах, а мощность в ваттах, то сопротивления будут в омах. Полученные значения сопротивлений соответствуют установившемуся режиму работы электрической машины. При переходных режимах (включении, отключении, коротких замыканиях) сопротивления будут меньше. Различают два вида сопротивлений, характеризующих переходные режимы: переходные сопротивления по продольной и поперечной осям машины, не учитывающие переходные явления в демпферных обмотках ротора, и сверхпереходные сопротивления по тем же осям, учитывающие переходные явления в демпферных обмотках.
Кроме того, надо знать сопротивление ротора при разных режимах работы машины и так называемое сопротивление токам обратной последовательности (или сопротивление отрицательной последовательности), играющее значительную роль при несимметричных режимах работы' электрических машин. Полученные результаты измерения позволяют подсчитать эти сопротивления.
Сначала определяют среднее значение сопротивления. Сверхпереходное сопротивление по продольной оси и по поперечной оси находят из выражений.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 
  Разработано специально для texnlit.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.