Опоры ВЛС бывают деревянные, железобетонные и деревянные с приставками (деревянными или железобетонными).
Столбы для опор имеют длину 6,5; 7,5 или 8,5 м, а в отдельных случаях (при переходе через железнодорожные пути и т. п.) их длина может достигать 15 м. В качестве древесины чаще всего используют сосну как наиболее устойчивую к загниванию.
Для увеличения срока службы деревянные опоры перед установкой в грунт пропитывают противогнилостным материалом (антисептиком).
Железобетонные опоры более долговечны, чем деревянные (расчетный срок службы 50 лет), однако из-за большой массы (от 343 до 810 кг) их сложнее транспортировать и устанавливать. Железобетонные опоры изготовляют облегченные ПО и с напряженной стержневой арматурой ПОН. Железобетонные опоры в основном имеют прямоугольное сечение 24X14 или 30X18 мм, но применяют и круглое, многоугольное, швеллерное и тавровое сечения. Подземную часть опор покрывают расплавленным' битумом.
Железобетонные приставки к деревянным опорам устанавливают в тех случаях, когда опоры не пропитаны антисептиком, Приставки могут быть прямоугольного (ПР) или таврового (TP) сечений, а также одинарные (с одной стороны столба) и двойные (с двух сторон столба).
По конструкции и месту установки различают несколько типов опор.
Промежуточные опоры устанавливают на прямых участках.
Угловые опоры устанавливают при поворотах линии; их укрепляют подпорами (рис. 6, а) или оттяжками (рис. 6, б), а в особых случаях — и тем и другим.
Усиленные противоветровые и противогололедные опоры устанавливают для укрепления линии в поперечном и продольном направлениях. На линиях с крюковым профилем противогололедные опоры укрепляют двумя подпорами или оттяжками, направленными вдоль линии. На линиях с траверсным профилем устанавливают полу анкерные (с подпорами с одной стороны— рис. 7, а) или анкерные (подпоры или оттяжки с обеих сторон — рис. 7, б) опоры.
Противоветровые опоры укрепляют оттяжками или подпорами, направленными перпендикулярно линии.
По конструкции полу анкерные и анкерные опоры являются наиболее устойчивыми. И« устанавливают для укрепления линии на переходах при удлиненных пролетах, на вводах как оконечные и противогололедные.
Кабельные опоры устанавливают на стыке воздушной линии с кабельной вставкой на переходах или вводах. Если число подвешенных проводов до 16, — устанавливают одинарную опору с оттяжкой или подпорой, если число проводов 1-6 и более — полу анкерную или анкерную. Кабельная опора оборудуется молниеотводом, заземлением, площадкой. На площадке устанавливают кабельный междугородный шкаф ШКМ, в который заводят кабель и изолированные провода от линии.
Контрольные опоры предназначены для проведения испытаний и определения места повреждения проводов.
В болотистых грунтах районов вечной мерзлоты устанавливают специальные опоры. |