Для управления регуляторами устройств АРУ в электромеханических и электротермомеханических системах используют специальные реверсивные электродвигатели, а в электротермических — теплоуправляемые сопротивления — терморезисторы.
Реверсивные электродвигатели работают следующим образом. При изменении тока контрольной частоты управляющее устройство подключает напряжение к двигателю таким образом, что ротор его вращается по (или против) часовой стрелке; это вызывает изменение подогрева терморезистора, включенного в схему регулятора АРУ (электротермомеханическая система) или переключение звеньев переменных выравнивателей (электромеханическая система).
При малых пределах регулировки усиления в аппаратуре передачи по кабельным линиям подогрев терморезистора может осуществляться непосредственно выпрямленным током контрольной
частоты (электротермическая система). Достоинство такой системы в том, что в ней нет движущихся механических частей, в результате чего повышается ее надежность и уменьшаются габариты. Однако она имеет существенный недостаток: при резких изменениях уровня токов контрольной частоты АРУ всех усилителей срабатывает быстро и одновременно, в конце линии происходит значительная перерегулировка уровня, после чего регуляторы АРУ продолжают регулировку до восстановления нормального уровня, но уже в другом направлении. Таким образом, резкие изменения уровня токов контрольной частоты приводят к большим колебаниям уровня передаваемых сигналов. Поэтому электротермическая система АРУ не нашла широкого применения.
Перерегулировка уровней имеет место и в электромеханической системе АРУ, однако из-за инерционности двигателей уровень передаваемых при этом сигналов будет изменяться медленнее.
Для включения и выключения двигателей в системах АРУ предусматриваются различные управляющие или разрешающие устройства. Эти устройства могут быть электромеханическими и электрическими. В электромеханическое разрешающее устройство, примененное в аппаратуре передачи по кабелю К-60П и по воздушной цепи В-.12-2, входит магнитоэлектрическое реле.
На рис. 91 приведена упрощенная схема разрешающего устройства АРУ аппаратуры В-12-2. При изменениях уровня1 контрольного тока срабатывает магнитоэлектрическое реле МЭР, которое подает ток от генератора 50 Гц в обмотку W\ или w2 (в зависимости от знака изменения уровня контрольного тока), включает двигатель Дв. Последовательно с реле МЭР включено поляризованное реле ПР, срабатывающее при слишком больших изменениях уровня, и с помощью контактов реле Р обрывает цепь подачи тока от генератора на обмотку двигателя. Эти*м прекращается бесполезная работа АРУ, например при обрыве цепи.
В разрешающем устройстве аппаратуры К-60П обмотки электродвигателя питаются от генератора 400 Гц. При этом ротор двигателя изменяет подогрев терморезистора, включенного в схему выравнивателя цепи обратной связи усилителя.
В электротермомеханическом разрешающем устройстве, примененном в аппаратуре В-3-3, для управления работой двигателя использованы два транзистора, в коллекторные цепи которых включены обмотки управления реверсивного двигателя. Коллекторные цепи транзисторов питаются выпрямленным током от генератора 400 Гц. |