Заказной называется такая система обслуживания заявок, когда заказанный абонентом разговор предоставляют ему спустя некоторое время (от нескольких минут до нескольких часов). При этом прием заказов и установление соединений осуществляют разные телефонистки на различном оборудовании — на заказных и междугородных коммутаторах. Междугородные телефонные каналы закрепляются за определенными коммутаторами.
Для сокращения непроизводительного времени занятия междугородных линий при заказной системе обслуживания применяется предварительная подготовка абонентов к междугородным переговорам, для чего телефонистки МТС предупреждают абонентов о скором предстоящем разговоре.
При немедленной системе большая часть соединении устанавливается либо сразу после приема заказа, либо с небольшим ожиданием (до 10 мин), и только небольшая часть заявок (примерно 10% общего количества) выполняется с ожиданием более 10 мин. При этой системе обслуживания прием заявок и установление соединений осуществляет одна и та же телефонистка на междугородном коммутаторе. Примерно 50% всех заявок выполняется в течение 2 мин с момента его получения, и абоненты, сделавшие заказ, получают междугородные соединения, не кладя микротелефонную трубку. Если ожидание составляет более 2 мин, телефонистка предлагает абоненту повесить трубку, но не освобождает его линию. Соединение осуществляется, как только освободится занятая междугородная линия. Если время ожидания более 10 мин, телефонистка уведомляет об этом абонента и освобождает его линию, а заказ передает на коммутатор замедленных соединений, где он обслуживается в порядке общей очереди.
Междугородные телефонные каналы не закрепляются за определенными коммутаторами, т. е. любая телефонистка может установить соединение по любому каналу. Каждый канал снабжается сигнализацией занятости во избежание одновременного занятия его двумя телефонистками.
В настоящее время выпускаются МТС для комбинированной системы эксплуатации. При этом оборудование МТС удовлетворяет всем требованиям и заказной и немедленной систем, причем любой телефонный канал может переключаться на ту или другую систему обслуживания на специальном коммутаторе наблюдения и управления.
При скорой системе обслуживания заявок соединение устанавливается либо немедленно, либо абоненту отказывается в установлении соединения и он вынужден через некоторое время снова вызывать МТС. Коммутаторов замедленных соединений при такой системе нет. Количество междугородных каналов должно быть таким, чтобы поступающие Заявки, как правило, не получали отказов в установлении соединений в требуемом направлении.
Наименее удобна для абонентов заказная система обслуживания ввиду значительного времени ожидания соединения, однако при этой системе хорошее использование каналов. Она применяется там, где сеть междугородной связи слабо развита, мало каналов.
Немедленная система обслуживания для абонента более удобна, чем заказная, но она требует и более развитой междугородной сети. Самой удобной является скорая система обслуживания заявок.
В зависимости от степени автоматизации междугородной сети связи различают ручной, полуавтоматический и автоматический способы установления соединений. При ручном способе на всех станциях соединения устанавливаются телефонистками, при полуавтоматическом телефонистка устанавливает соединение только на исходящей станции. На входящей и транзитной станциях соединения устанавливаются автоматически телефонисткой исходящей станции. При автоматическом способе на всех станциях соединения устанавливаются автоматически при наборе номера абонентом.
При заказной системе обслуживания для максимального использования каналов рекомендуется использовать ручной, а иногда полуавтоматический способы соединения.
При немедленной системе наиболее широко применяется полуавтоматический способ, на 20% уменьшающий потери времени на установление соединений по сравнению с ручным. На исходящей станции используется то же коммутационное оборудование, что и при ручном способе — междугородный коммутатор, где телефонистка подсоединяет канал к местной сети. На транзитной и входящей станциях устанавливают оборудование автоматической коммутации (искатели, соединители). Коммутаторного оборудования на входящей и транзитных станциях нет.
При скорой системе обслуживания можно применять все три способа установления соединений, но при автоматизации между городной и зоновой связи в основном будет применяться автоматический способ.
В единой автоматически коммутируемой телефонной сети связи страны для коммутации каналов и линий будут применяться автоматические междугородные телефонные станции (АМТС) и узлы автоматической коммутации (УАК). На рис. 48 показаны основные узлы АМТС и УАК: линейное оборудование, оборудование коммутации, управления соединением и вспомогательное.
АМТС и УАК в процессе установления соединения обмениваются различными видами сигналов, которые передаются по телефонным каналам, индивидуальным или групповым выделенным сигнальным каналам. Такими сигналами являются линейные (готовность к набору, занятость, ожидание освобождения каналов, ответ и др.), управления (категория вызывающего абонента, вид соединения, информации о номере) и акустические, которые слышат абонент и телефонистка. Эти сигналы формируются и передаются с помощью линейного оборудования.
Оборудование коммутации обеспечивает выполнение основной функции станции или узла — коммутацию каналов и линий. Тип станции или узла зависит от типа основного коммутационного элемента (декадно-шаговая, координатная, квазиэлектронная, электронная).
На междугородной сети коммутируются сигналы управления, поэтому число коммутируемых проводов на АМТС и в УАК больше, чем на АТС местных сетей. Например, на междугородной станции МН-60 оно достигает 12.
К устройствам управления соединением, обеспечивающим регистрацию номерной информации и выбор свободного канала или линии в требуемом направлении, относятся регистры, пересчетчики, маркеры, программные управляющие устройства.
В декадно-шаговых АМТС управление соединением является индивидуальным: при установлении каждого соединения управляющие устройства принадлежат одному каналу, одному искателю или соединительной линии.
В координатных станциях один маркер обслуживает группу линий, т. -е. принцип управления является групповым.
В дальнейшем функции управляющих устройств станции объединяются в специализированное устройство с большим объемом «памяти», т. е. в ЭВМ.
К вспомогательному оборудованию относятся оборудование чета стоимости междугородных разговоров, контрольно-испытательное и др. |