Принцип построения междугородной телефонной сети. На междугородной сети СССР до последнего времени преобладал ручной способ установления соединения абонентов и заказная система обслуживания. Междугородная телефонная сеть при этом разделялась на магистральную, соединяющую между собой междугородные телефонные станции областных, краевых и республиканских центров, и областную, соединяющую телефонные станции районных центров. Междугородные телефонные станции соединялись между собой главным образом по прямым телефонным каналам, действовавшим по определенному расписанию либо круглосуточно. Транзисторные соединения устанавливались редко, а междугородные телефонные станции выполняли функции оконечных станций, а не узлов коммутируемой сети.
В настоящее время создается автоматизированная междугородная телефонная сеть, в которой основную роль играют автоматические междугородные телефонные станции (АМТС), являющиеся оконечными пунктами междугородной телефонной сети; через них происходят соединения с зоновыми сетями.
Между собой АМТС могут соединяться несколькими способами. Существуют непосредственное соединение по принципу «каждая с каждой», радиальное, при котором все станции связаны с главной, осуществляющей транзитные соединения между ними, радиально-узловое с узлами 1, 2 и 3-го классов и комбинированный, при котором узлы 1-го класса соединяются между собой по принципу «каждый с каждым», являясь в то же время центрами радиально-узлового построения сети.
При соединении АМТС по принципу «каждая с каждой» количество пучков каналов на 1сети получается большим, а емкость каждого невелика. Количество пучков двусторонних каналов N можно подсчитать по формуле.
Такой способ построения сети экономически невыгоден, однако надежность такой сети высокая, так как нарушение связи между двумя АМТС не отражается на работе всей сети.
При радиальном способе построения сети главная станция является узлом автоматической коммутации (УАК); количество пучков каналов равно п—1. Такой способ построения экономически выгоден для стран с небольшой территорией. Однако при выходе из строя узла вся сеть будет парализована.
При радиально-узловом способе построения сети для п узлов и станций количество пучков каналов, как и при радиальном, равно п.—1.
На междугородной телефонной сети чаще всего применяется комбинированный способ построения. Количество пучков каналов при этом равно где п. — общее число узлов и станций на сети; п1 — число узлов 1-го класса.
Основным критерием при оценке различных вариантов построения сети является достижение наиболее экономичного решения при заданных эксплуатационных и технических требованиях. Общее количество оконечных станций и узлов на сети, количество классов узлов может изменяться по мере развития сети, при изменении величины и направления потоков нагрузки (числа телефонных переговоров).
Однако того или иного" способа построения сети только по количеству организуемых пучков каналов недостаточно. Необходимо учитывать, кроме того, расстояния между пунктами, емкость пучков (количество каналов в них), стоимость магистрали и другие характеристики. В общем случае критерием для оценки экономичности сети является общая протяженность каналов сети (в канало-километрах) или общая стоимость с учетом стоимости оборудования узлов.
Междугородная телефонная сеть соединяет между собой все зоновые телефонные сети в единую общегосударственную телефонную сеть. Рассмотрим принцип построения зоновой сети. Эта сеть состоит из местных городских и сельских телефонных сетей и внутризоновой сети (см. рис. 43). Оконечными станциями внутризоновой сети являются центральные станции сельской сети (ЦС), районные станции (РАТС) и узлы (входящих УВС или исходящих УИС сообщений) городских телефонных сетей. Внутризоновая сеть строится по радиально-узловому принципу с узлом одного какого-либо класса, где устанавливается АМТС. Выход за. пределы зоны осуществляется только через АМТС своей -зоны. В зоне могут быть несколько АМТС, тогда они соединяются по принципу «каждая с каждой».
Сельские телефонные сети строятся также по радиально-узловому принципу с узлами двух классов — центральными (ЦС) и узловыми (УС). |