В зависимости от условий внешнего электроснабжения, потребляемой мощности и других факторов применяются различные способы построения электропитающих установок (ЭПУ): однобатарей-ный, многобатарейный и безбатарейный.
При однобатарейном способе применяется только одна опорная аккумуляторная батарея. Потребители питаются непосредственно от выпрямительных устройств, которые резервируются с помощью полупроводниковых преобразователей напряжения, автоматически подключаемых к опорной батарее при перерывах электроснабжения от сети переменного тока. Емкость опорной батареи зависит от количества подключаемых полупроводниковых преобразователей и длительности резервирования. Потребители постоянного то-
ка с напряжением, совпадающим по значению с напряжением опорной батареи, подключаются непосредственно к ней (без преобразователей).
При многобатарейном способе для каждого напряжения постоянного тока выделяется отдельная аккумуляторная батарея со своим выпрямителем, которая эксплуатируется в режиме непрерывного или импульсного подзаряда. Этот способ требует значительного количества аккумуляторов и большой площади для их размещения, однако он обеспечивает высокую надежность и бесперебойность питания аппаратуры.
Безбатарейный способ питания характеризуется тем, что для каждого потребителя устанавливается индивидуальное выпрямительное устройство, питаемое от сети переменного тока по двум лучам — независимым источникам электроснабжения. Одновременное их отключение не допускается как в нормальном, так и в аварийном режимах. Внешние источники электроснабжения резервируются собственными автоматизированными дизель-электрическими станциями, которые подключаются с помощью устройств автоматического ввода резерва (АВР). При этом способе не нужны аккумуляторные батареи, сложные в обслуживании, но необходимо иметь надежные и качественные источники электроснабжения.
Электропитание телефонных станций. Малые телефонные станции могут питаться от выпрямительных устройств ВУ-24/2,5 и ВУ-СО/2,5, работающих в режиме импульсного подзаряда с акку муляторной батареей, состоящей из 12 (на 24 В) и 30 (на 60 В) кислотно свинцовых аккумуляторов. При временном перерыве электроснабжения от сети переменного тока батарея резервирует питание потребителей. После восстановления электроснабжения выпрямительное устройство принимает на себя питание нагрузки, и одновременно начинает заряжать батарею. Когда напряжение достигнет 2,3 В на один аккумулятор, выпрямительное устройство автоматически переходит в режим импульсного подзаряда.
Батарея составляется из аккумуляторов С-1 или СН-1 и обеспечивает питание при максимальном токе нагрузке до 18—20 ч.
На небольших и средних по емкости телефонных станциях используются выпрямительные устройства ВБ-60 и ВСП, которые содержат основные и вспомогательные выпрямители (для непрерывного подзаряда дополнительных аккумуляторов, основных и дополнительных батарей аккумуляторов), коммутирующие устройства, предохранители и переключатели. Щ
Выпускаются различные' комплекты с выпрямителями ВСП. Например, комплект СВСП-24/10 для питания телефонных станций и цепей канала ламп аппаратуры линейно-аппаратных цехов состоит из двух выпрямителей — рабочего и резервного, может отдавать ток до 10 А при напряжении 24 В. Комплект из трех ВСП—60/20 и одного коммутационного устройства КУ-60/40 служит для питания АТС и отдает ток до 40 А, причем два выпрямителя являются рабочими, а один — резервным.
Ручные телефонные междугородные коммутаторы, полупроводниковая аппаратура дальней связи и другие устройства питаются напряжением 24 В ±10%. Рассмотрим схему автоматизированного питающего устройства на напряжение 24 В. Потребители этого напряжения получают питание от буферных выпрямительных устройств БВ1 и БВ2 (рис. 147).
На автоматизированном щите переменного трехфазного тока ЩПТА находятся устройства для автоматического запуска автоматизированной дизель-электростанции АДЭС при отключении основных фидеров.
Буферные выпрямители работают в режиме непрерывного под-заряда с основной группой аккумуляторов ОБ, состоящей из 11 элементов. Резервный зарядный выпрямитель РЗВ подключен параллельно буферным выпрямителям через нормально замкнутый контакт контактора К2} отключен от сети другим контактом этого же контактора (на рисунке не показан). При отлючении сети отпускает якорь реле минимального тока РМТ и через промежуточное реле срабатывает контактор /С/, который переключает свои контакты. В результате этого последовательно к основной
подключается дополнительная группа аккумуляторов ДА, состоящая из двух элементов. Безобрывность питания при переключении контактов контактора К1 обеспечивается диодом Д1.
При появлении напряжения сети реле РМТ срабатывает и через промежуточное реле размыкается цепь контактора К2, который отключает РЗВ от потребителей и подключает к сети БВ. РЗВ начинает заряд всей аккумуляторной батареи. Когда напряжение достигнет 2,3 В на аккумулятор, срабатывает вольтметро-вое реле BP, которое через другое промежуточное реле подготавливает цепи включения контакторов. Контакторы К1 и К2 переключаются и схема приходит в исходное положение.
После этого начинается вторая ступень послеаварийного заряда аккумуляторной батареи. Этот заряд обеспечивается выпрямительными устройствами БВ для аккумуляторов ОБ и выпрямителями содержания АС —для ДА. Основная группа аккумуляторов подключена к нагрузке через блокирующие вентили Д2 и ДЗ.
При необходимости заряда аккумуляторной батареи до напряжения большего чем 2,3 В на аккумулятор, снимается предохранитель Пр в цепи вентилей Д2, ДЗ и батарея полностью отключается от нагрузки. От перегрузок батарея защищена автоматическим контактором А. Устройства батарейной коммутации УБК размещены на специальном отдельном щитке. |