На воздушных линиях связи применяют провода из проволоки диаметром 2—5 мм, изготовленные из стали, меди или биметалла (сталемедные или сталеалюминиевые). Для междугородных линий используют в основное следующие виды проволок: биметаллическую сталемедную БСМ-1 диаметром, 4 мм с толщиной слоя меди 0,2 мм; сталеалюминиевую АС-16, свитую из одной стальной и шести алюминиевых проволок общим диаметром 5,4 мм и АС-10 общим диаметром 4,4 мм. Применяют также биметаллические провода БСМ диаметром 2; 2,5 и 3 мм; стальные диаметром 2, 2,5; 3 и 4 мм, медные диаметром 3, 3,5 и 4 мм; биметаллические сталеалюминиевые БСА диаметром 5,1 и 4,3 мм с толщиной алюминия 0,25 мм.
На удлиненных пролетах, где требуется повышенная прочность, применяются провода ПАБ-10 и ПАБ-25 (провода антенные бронзовые) диаметром"соответственно 4,7 и 7,4 мм, сталеалюминиевые АС-25 и АС-35 или стальные семижильные канаты диаметром 4,3 мм марки 4,3-Г-1-ЖС-140 и диаметром 6,1 мм марки 6,1-Г-1-ЖС-140.
Для крепления проводов используют вязочную проволоку из того же материала, что и линейный, но мягче и меньше диаметром.
Медные и биметаллические провода применяют для систем передачи типа В-3-3 и В-12-2 (трехканальная и двенадцати канальная аппаратура), а стальные — для систем В-3 и В-2-2.
К арматуре воздушных линий относятся изоляторы, крюки, штыри, траверсы, кронштейны и накладки, с помощью которых закрепляют провода на опорах. Крюки ввинчивают непосредственно в опору, а штыри закрепляют на траверсах. На крюках или штырях укрепляют изоляторы — фарфоровые ТФ-20 и ТФ-16 или стеклянные — ТСМ-18, ТСМ-16.
Траверсы изготовляют из деревянного бруса 80x100 мм, уголковой стали 50x50 или 60x60 мм.
Порядок расположения проводов на опоре, который зависит от ее оснастки, называется профилем опоры. Различают крюковой, траверсный и смешанный профили опор. Правилами строительства и ремонта воздушных линий связи предусмотрено 17 типовых профилей. Крюковые профили в основном используют на сельских телефонных линиях; на междугородных связях применяют траверсные и смешанные профили.
Вводы проводов воздушных линий в здания усилительных пунктов и станций могут быть воздушными и кабельными. Воздушные вводы делают в том случае, если число проводов не более 7, кабельные — если число проводов 8 и более, а также если цепи из меди или биметалла. Для ввода проводов используют кабели ТЗ, МК или МКС, которые прокладывают в земле или канализации. Так как волновые сопротивления кабеля и воздушной линии различны, то их согласовывают с помощью переходных автотрансформаторов. Схема устройств для перехода от воздушной линии к станционному кабелю показана на рис. 8.
Автотрансформатор и устройства защиты устанавливают в кабельном междугородном шкафу ШКМ. Искровой разрядник ИР-0,3 и газонаполненный разрядник Р-350 защищают кабель и станцию от высоких напряжений, например, при грозовых разрядах. Плавкий предохранитель СН-1 защищает от больших токов. Дренажная катушка ЦК необходима для устранения помех, вызываемых токами разряда, которые проходят через Р-350. Запирающая катушка ЗК обеспечивает защиту от внешних и взаимных высокочастотных помех, наводимых на проводах ВЛС. Конденсатор Ср является разделительным; он дает возможность проводить измерения воздушной линии постоянным током.
Контрольные вопросы
1. Что такое ЕЛСС?
2. Назовите виды телефонных сетей и дайте их характеристики.
3. Что входит в состав междугородной телефонной сети?
4. Перечислите элементы кабельных линий.
5. Какие типы кабелей вы знаете и какова их конструкция?
6. Назовите типы симметричных и коаксиальных кабелей.
7. В чем преимущество и недостатки воздушных линий связи? |